Предыдущая Следующая

7 октября 1941 г. власти предписали митрополиту Сергию покинуть Москву и отправиться в эвакуацию. В одном вагоне в глубь России отправились митрополит Сергий, глава старообряд­ческой церкви архиепископ Иринарх, глава обновленцев А. Вве­денский и другие религиозные деятели.

Митрополит Сергий и его патриархия оставались в эвакуа­ции в Ульяновске до осени 1943 г.

Десятки священников во время войны были расстреляны немцами за помощь партизанам. Несколько киевских священни­ков были казнены за чтение в храмах патриотических воззваний митрополита Сергия.

Многие священники воевали в партизанских отрядах и ар­мии, были награждены боевыми орденами. В течение длитель­ной блокады Ленинграда в городе не переставали действовать восемь православных храмов.

ВСТРЕЧА СТАЛИНА С ДУХОВЕНСТВОМ

В начале сентября 1943 г. митрополит Сергий вернулся в Моск­ву. 4 сентября у него дома неожиданно раздался телефонный зво­нок: Сергия пригласили на встречу в Кремль.

В ночь на 5 сентября за пышно накрытым столом встрети­лись И. Сталин, В. Молотов, митрополиты Сергий, Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич).

Митрополит Сергий пожаловался, что церкви не хватает священников. «А почему у вас нет кадров? Куда они делись?» — спросил Сталин. «Кадров у нас нет по разным причинам, — ди­пломатично ответил Сергий. — Например, мы готовим священ­ника, а он становится Маршалом Советского Союза». Сталин ус­мехнулся. «Вам нужно готовить новые кадры», — сказал он. Ми­трополиты попросили разрешения открыть курсы для подготов­ки священников. «Какие там курсы! — воскликнул И. Сталин. — Академии духовные вам необходимы, семинарии нужны. К это­му делу надо приучать с малолетства».

Митрополиты заметили, что было бы неплохо выпускать церковный календарь с богослужебными текстами. В ответ Ста­лин предложил большее — возобновить выпуск «Журнала Мос­ковской патриархии».

Сергий высказал пожелание созвать церковный собор и из­брать нового патриарха. Не будет ли правительство против? «Это ваше внутрицерковное дело», — ответил Иосиф Виссарионович.

Сталин также сообщил митрополитам, что при Совнарко­ме создаётся Совет по делам Русской Православной церкви во главе с Георгием Карповым. Полковник НКВД Г. Карпов долгое время руководил массовыми арестами и расстрелами духовен­ства. Митрополит Сергий решился произнести: «Богопоставленный вождь, но ведь он из гонителей наших». «Правильно, — ска­зал Сталин, — партия приказывала товарищу Карпову быть гонителем, он исполнял волю партии. А теперь мы ему поручим стать вашим охранителем. Я знаю товарища Карпова, он ис-

438

 

 

 

полнительный товарищ». А. Краснов-Левитин писал: «В конце бе­седы митрополит был страшно утомлён. Сталин, взяв митропо­лита под руку, осторожно, как настоящий иподьякон, свёл его по лестнице вниз и сказал ему на прощание следующую фразу: „Владыко! Это всё, что я могу в настоящее время для Вас сделать"».

5 сентября «Правда» и другие газеты на первой полосе сооб­щили о состоявшейся в Кремле беседе. В столицу на самолётах были доставлены из ссылок и лагерей православные архиереи (всего их собралось 18 человек). Уже 8 сентября открылся Собор епископов. В тот же день малиновый звон колоколов разнёс по Москве весть об избрании нового патриарха. Двенадцатым патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Сергий.

Вновь стал выходить ежемесячный «Журнал Московской патриархии», закрытый в 1935 г. К 1945 г. в стране действовали уже восемь духовных семинарий (правда, в 1917 г. их было 57) и две духовные академии — Ленинградская и Московская (в Загор­ске, ныне Сергиев Посад).


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org