Предыдущая Следующая

В 1961 г., в разгар новой антирелиги­озной кампании, запрет возобновил­ся и оставался в силе до начала «пе­рестройки».

436

 

 

ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ ВОЙНЫ

В первый же день Великой Отечественной войны митрополит Сергий обратился к верующим с посланием, призывая их встать на борьбу с врагом. В нём он чётко перечислял задачи, которые готова взять на себя церковь: «Нам, пастырям Церкви, в такое вре­мя, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно бу­дет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорчённого не утешить, колеблюще­муся не напомнить о долге и о воле Божией». «Господь нам дару­ет победу», — заключал он своё послание.

Позднее, в ноябре 1941 г., Сергий писал: «Прогрессивное человечество объявило Гитлеру священную войну за христиан­скую цивилизацию, за свободу совести и веры».

Уже с начала войны наметился некоторый перелом в отно­шениях церкви и государства. Осенью 1941 г. прекратили выхо­дить все антирелигиозные издания. Перестал подавать призна­ки жизни «Союз воинствующих безбожников» с его тремя мил­лионами активистов.

30 декабря 1942 г. митрополит Сергий призвал верующих к сбору средств на танковую колонну имени Дмитрия Донского. Через несколько дней И. Сталин впервые направил Сергию теле­грамму, где поблагодарил «православное русское духовенство и верующих за заботу о бронетанковых силах Красной Армии».

Всего в годы войны цер­ковь собрала на военные нуж­ды свыше 300 млн. рублей. Ко­лонна имени Дмитрия Донско­го из 40 танков «Т-34» была пе­редана Красной армии 7 мар­та 1944 г.

На собранные Русской Православной церковью сред­ства была также построена эс­кадрилья боевых самолётов имени Александра Невского.

Немцы на оккупирован­ных территориях не возража­ли против открытия храмов, и церкви вновь стали открывать­ся сотнями. Группа православ­ного духовенства во главе с ми­трополитом Литовским Серги­ем (Воскресенским) приветст­вовала освобождение от Совет­ской власти. (Позднее Сергий был убит немцами.) Москов­ского Сергия они называли за­ложником Кремля, а его дея­тельность объясняли нажимом властей.

Д. Моор.

Антирелигиозная карикатура.

«Ворона сельскому священнику:

— Хоть ты и живой, хоть ты и пашешь,

а не проведёшь!»

«Под развесистой клюквой». Рисунок высмеивает популярные на Западе слухи о преследовании духовенства в СССР: большевики на рисунке жарят священников на костре, сажают их на кол, обливают на морозе ледяной водой (журнал «Безбожник», 1930 г.).

437

 

 

СВЯЩЕННИК ДМИТРИЙ ДУДКО

В декабре 1973 г. московский священ­ник Дмитрий Дудко начал еженедель­но выступать в своём храме с необыч­но яркими и живыми проповедями на волнующие общество темы: против пьянства и роскоши, за укрепление семьи.

Проповеди имели огромный успех. Всего он прочитал десять таких про­поведей, причём церковь каждый раз до отказа была заполнена слушателя­ми. После этого Д. Дудко был переве­дён в другой храм. Здесь он стал вы­пускать церковную газету «В свете пре­ображения», где несколько раз выска­зывался в защиту прав человека, осуж­дал расстрел царской семьи в 1918 г.

15 января 1980 г. Д. Дудко был аре­стован по обвинению в клевете на со­ветский строй. После ареста он согла­сился выступить по телевидению с осуждением своей прежней деятельно­сти. 21 июня 1980 г. в газете «Извес­тия» было опубликовано его заявле­ние, в котором он писал: «В Евангелии сказано: „Всякая власть от Бога, про­тивящийся власти — противится Божь­ему установлению". Вот оно и престу­пление налицо, как бы на него ни смот­реть, с религиозной или государствен­ной точки зрения. Найдена была основ­ная мысль — и вот я уже сам себя ули­чил в преступлении».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org