Предыдущая Следующая

После Октябрьского переворота новые власти также под­твердили, что для заключённых устанавливается весьма мягкий режим. В исправительно-трудовом кодексе 1924 г. говорилось: «Режим должен быть лишён признаков мучительства, отнюдь не допуская наручников, карцера, строго одиночного заключения, лишения пищи».

Многие тюрьмы превратили в историко-революционные музеи. Таким музеем стала, например, известная Лефортовская тюрьма в Москве. Пройдя по её коридорам, посетители музея могли видеть в камерах восковые фигуры бывших знаменитых узников тюрьмы. В 30-е гг. музей закрыли, а в камерах размести­ли уже живых узников (часто не менее знаменитых).

Начиная с 1918 г. многим из бывших политзаключённых-социалистов пришлось вернуться под уже знакомые им тю­ремные своды. Писатель Александр Солженицын замечал: «Все они вернулись туда с сознанием своих арестантских прав и с дав­ней проверенной традицией — как их отстаивать. Как законное принимали они специальный политпаёк (включая и полпачки папирос в день); покупки с рынка (творог, молоко); свободные

460

 

 

 

прогулки по много часов в день; обращение надзора к ним на „Вы" (а сами они перед тюремной администрацией не поднима­лись); объединение мужа и жены в одной камере; газеты, журна­лы, книги, письменные принадлежности — в камере; раз в месяц свидание; уж конечно, ничем не загороженные окна; хождение из камеры в камеру беспрепятственное; прогулочные дворики с зеленью и сиренью...».

Летом 1918 г. возникли и первые лагеря для заключённых. Их тогда называли концентрационными лагерями (концлагеря­ми). Людей туда заключали на различные сроки — иногда на две недели, иногда — «до победы мировой революции». Это, впрочем, тоже тогда казалось не слишком большим сроком. Ре­жимы концлагерей могли быть и мягкими, но чаще оказывались суровыми: в каждом городе это зависело от местного начальст­ва. Заключённые лагерей обязательно должны были трудиться. В адресной книге «Вся Россия», вышедшей в 1923 г., имелся список 65 концлагерей.

СОЛОВКИ

Весной 1923 г. на Соловецких островах, в строениях знаменито­го монастыря, основали Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН). За первые семь лет существования Соловецких лагерей число заключённых в них выросло с 3 тыс. до 60 тыс. Соловки стали первыми по-настоящему крупными (и очень известными) советскими лагерями для заключённых.

К. Елисеев. «Сила привычки.

— Извозчик, в казино!»

Карикатура на «буржуя», отправленного

отбывать наказание на север и

сохранившего прежние привычки.

отрывок из стихотворения А. Пешковского(1929 г.):

Пусть Соловецкие леса Напоминают нам о сроках Твои весёлые глаза С такой печальной поволокой... Мой каждый шаг шаг испытанья. Нам знать друг друга не дано... Мы пьём под северным сияньем Неволи терпкое вино. Я в десять горестных глотков Спокойно пью тяжёлый кубок. Коснутся ль ласковые губы Моих седеющих висков?..

А вот отрывок из стихотворения, на­писанного Борисом Лейтиным в 1929 г.:

Не штука — с улыбкой счастливой

Подхлёстывать жизни коней


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org