Предыдущая Следующая

«Как евреи, выведенные Моисеем из рабства египетского, вымрут полуди-

кие, глупые, тяжёлые люди русских сёл и деревень — почти страшные люди, и место их займёт новое племя — гра­мотных, разумных, бодрых людей», — заключал Горький.

8 января 1930 г. Горький писал Стали­ну о коллективизации: «Это переворот почти геологический, и это больше, не­измеримо больше и глубже всего, что было сделано партией. Уничтожается строй жизни, существовавший тысяче­летия, строй, который создал челове­ка крайне уродливо-своеобразного и способного ужаснуть своим животным консерватизмом, своим инстинктом собственника».

15 ноября того же года «Правда» на­печатала ставшую знаменитой статью

Горького «Если враг не сдаётся — его уничтожают». В ней он развил свои ста­рые мысли о крестьянстве.

Горький писал: «Внутри страны против нас хитрейшие враги организуют пи­щевой голод, кулаки терроризируют крестьян-коллективистов убийствами, поджогами, различными подлостями. Против нас всё, что отжило свои сро­ки, отведённые ему историей, и это даёт нам право считать себя всё ещё в состоянии гражданской войны. Отсю­да естественный вывод: если враг не сдаётся — его истребляют».

Слова «если враг не сдаётся — его уничтожают» в советской литературе стали крылатыми.

459

 

 

 

 

СОВЕТСКИЕ ЛАГЕРЯ И ТЮРЬМЫ

СОЛОВЕЦКИЙ ЖУРНАЛ

На Соловках издавался журнал «Слон» (позже переименованный в «Соловец­кие острова»). Он распространялся по подписке по всей стране. Журнал этот был единственным в своём роде. «Все, кто делает журнал, работает и сотруд­ничает в нём, всё это — заключённые Соловецких лагерей», — говорилось в январском номере за 1926 г. Журнал печатал рассказы, стихи, повести за­ключённых, хронику и особенно мно­го исследований природы и истории Соловецких островов.

Среди стихов порой попадались весь­ма острые эпиграммы на «стукачей» (секретных сотрудников администра­ции) и даже видных чекистов. В одном номере за 1930 г. ставился ирониче­ский вопрос: «Кто что из поэтов напи­сал бы по прибытии в Соловки?». Да­лее следовали пародии на «лагерное творчество» известных поэтов — Сер­гея Есенина, Владимира Маяковского... Например, Александр Пушкин, по мне­нию пародиста Ю. К., на Соловках на­писал бы такое стихотворение (в сти­ле «Евгения Онегина»):

Мой дядя самых честных правил,

Когда внезапно «занемог»,

Москву он тотчас же оставил,

Чтоб в Соловках отбыть свой срок.

Он был помещик.

Правил гладко,

Любил беспечное житьё.

Читатель рифмы ждёт: десятка

Так вот она возьми её.

...........................................................

В бушлат USLON'овский одет,

 Мой дядюшка не взвидел свет.

Печатались в «Соловецких островах» и лирические стихи заключённых. Вот

ПОСЛЕ ФЕВРАЛЯ И ОКТЯБРЯ

К 1917 г. политическим заключённым удалось добиться значи­тельного смягчения режима тюрем и каторги. Борьба за это шла в течение нескольких десятилетий. Неоднократно (например, для отмены телесных наказаний) политзаключённым приходилось прибегать к таким формам протеста, как голодовки и даже кол­лективные самоубийства.

Февральская революция формально подтвердила достигну­тые вольности для заключённых. На деле в тюремном режиме воцарился полный беспорядок. Например, арестованные в авгу­сте 1917 г. «мятежные генералы» Лавр Корнилов, Антон Деникин и другие содержались в Быховской тюрьме в очень мягких усло­виях. Что касается условий заключения деятелей прежнего режи­ма в столичной Петропавловской крепости, то они были весьма тяжёлыми. Фрейлина Анна Вырубова весной 1917 г. после про­должительного допроса даже стала благодарить следователя. «От­чего Вы благодарите меня?» — с удивлением спросил тот. «Пой­мите, какое счастье четыре часа сидеть в комнате и через окно видеть зелень!» —- ответила арестованная...


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org