Предыдущая Следующая

«Прогулка без удовольствия» (из книги «Канал имени Сталина).

ИЗМЕНЕНИЯ ТЮРЕМНОГО РЕЖИМА

В конце 30-х гг. режим в тюрьмах по­всеместно ужесточился. Например, окна в камерах повсюду закрыли же­лезными ставнями. Заключённые про­звали их «намордниками». Теперь они могли видеть из окна только узкую по­лоску неба. Власти справились с по­следними попытками политзаключён­ных отстоять свои вольности. В 1937 г. в тюрьмах и лагерях кое-где ещё вспы­хивали голодовки заключённых эсеров, меньшевиков и «троцкистов». Они тре­бовали соблюдения прежнего статуса «политических»: права не выходить на работу, свободно общаться между со­бой, читать книги и газеты, вести за­писи и т. д.

Одна из таких голодовок социалистов произошла в Ярославском изоляторе в начале 1937 г. «Они ещё требовали все­го, как прежде, — рассказывал А. Сол­женицын. — Пятнадцатидневным голо­данием они как будто отстояли какие-то части своего режима: часовую про­гулку, областную газету, тетради для за­писи. Это они отстояли, но тут же отби­рали у них собственные веши...» Им пришлось надеть общую арестантскую форму. «И немного прошло ещё, — про­должал Солженицын, — отрезали полча­са прогулки. А потом отрезали ещё пят­надцать минут». Примерно с середины 1937 г. с тюремных властей сняли от­ветственность за гибель заключённых от голодовки. Таким образом, голодовка уже не могла быть, как прежде, дейст­венным средством борьбы.

467

 

 

 

«Изменяя природу, человек изменяет

самого себя» (К. Маркс).

(Из книги «Канал имени Сталина».)

ственными людьми в стране, которым разрешалось получать продуктовые посылки».

Послевоенные годы, голодные для всей страны, для заклю­чённых оказались особенно тяжёлыми. Лишь к началу 50-х гг. смертность среди них вновь несколько снизилась.

«ВОРОШИЛОВСКАЯ» АМНИСТИЯ

Заключённые, как политические, так и уголовные, с большими надеждами встретили известие о смерти Иосифа Сталина. Они помнили старую российскую традицию — при восшествии на престол нового правителя объявлять амнистию.

Действительно, советские власти также решили последовать традиции. 27 марта 1953 г., спустя три недели после смерти И. Сталина, вышел указ об амнистии. (Любопытно, что этой тра­диции придерживались и позднее: после смерти Л. Брежнева в 1982 г. провели амнистию «по случаю 60-летия СССР».) Указ 27 марта подписал новый глава Советского государства Климент Ворошилов. Поэтому амнистию окрестили «ворошиловской».

Однако под амнистию почти не попали политзаключённые. Зато освободили большое количество уголовников. На свободу вышли сотни тысяч людей. Эта амнистия вызвала неодобрение у значительной части населения, поскольку после неё в стране резко возросла преступность. Массовое освобождение политза­ключённых произошло только тремя годами позднее, в 1956 г. (см. ст. «Оттепель»).

САМОЕ ВЫСОКОЕ ЗДАНИЕ

Труд заключённых использовался во всех уголках Советского Союза — от самых отдалённых до столицы государ­ства. В Москве заключённые, в част­ности, построили в 1949—1953 гг. главный корпус Московского государ­ственного университета (МГУ). Это 32-этажное сооружение, увенчанное шпи­лем, в высоту достигает 240 м и являет­ся самым высоким зданием в России.

Главному корпусу МГУ, видимо, при­надлежит ещё один рекорд: это самое высокое сооружение в мире, постро­енное заключёнными. Высота знамени­той египетской пирамиды Хеопса, так­же возведённой невольниками, — 146 м.

В ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ»

В период «оттепели» 1953—1964 гг. и после неё в лагерях и тюрьмах произошли определённые перемены. В частности, ко­ренным образом изменились отношения между политическими и уголовными заключёнными.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org