Предыдущая Следующая

В апреле 1923 г. печать сообщила о предстоящем суде над Тихоном. Началась особенно сильная газетная кампания против него. Фельетонист «Правды» шутил: «Молитвы патриарха Тихо­на не дошли до бога. Они были перехвачены ГПУ».

В обвинительном заключении против Тихона говорилось: «Везде, куда ни попадало воззвание Тихона, наблюдались смуты, волнения, кровавые беспорядки, превращавшие гуманнейший акт Советской власти — использование бесполезного украше­ния храмов на спасение гибнущего от голода поволжского кре­стьянства — в страдание и гибель невинных людей».

ПОСЛАНИЕ ТИХОНА СОВНАРКОМУ

В первую годовщину Октября Тихон направил послание Совнаркому. В нём патриарх напоминал большевикам их обещания: «Захватывая власть и при­зывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как испол­нили эти обещания? Поистине, вы дали ему „камень вместо хлеба и змею вме­сто рыбы". Народу, изнурённому кро­вопролитной войною, вы обещали дать мир „без аннексий и контрибуций".

От каких завоеваний могли отказать­ся вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого лаже вы сами не решились опублико­вать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина за­воёвана, умалена, расчленена, и в уп­лату наложенной на неё дани вы тайно вывозите в Германию не вами накоп­ленное золото.

Вы обещали свободу... Это ли свобода, когда никто не может высказать откры­то своё мнение, без опасения попасть под обвинение в контрреволюции? Уже заплатили своею кровью мученичест­ва многие смелые церковные пропо­ведники; голос общественного и госу­дарственного осуждения и обличения заглушён; печать, кроме узко больше­вистской, задушена совершенно.

Мы переживаем ужасное время ваше­го владычества, и долго оно не изгла­дится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя».

Тихон призывал к освобождению за­ключённых, прекращению гражданской войны и заканчивал послание так: «А иначе „взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая", и „от меча погибнете сами, взявшие меч"».

443

 

 

 

Патриарх Тихон в лень торжественного

возведения на патриарший престол.

Успенский собор Московского Кремля.

21 ноября 1917 г.

Одновременно достигло наивысшего подъёма поддерживае­мое властями «обновленческое движение» в церкви. 3 мая «обнов­ленческий собор» постановил лишить Тихона сана патриарха. Тихон этого решения не признал. Но он видел, что суд над ним приведёт к полной победе «обновленчества» и разгрому тради­ционной церкви.

23 мая 1923 г. Тихона перевели в тюрьму ГПУ на Лубянку. Тем самым было окончательно показано, что патриарх — госу­дарственный преступник.

16 июня 1923 г. патриарх подписал заявление: «Раскаиваюсь в проступках против государственного строя. Я заявляю Верхов­ному суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончатель­но и решительно отмежёвываюсь как от зарубежной, так и внут­ренней монархическо-белогвардейской контрреволюции». Газе­ты напечатали обращения Тихона, в которых говорилось, что он «сознаёт свою вину перед народом и Советской властью». «Не по­грешая против веры и Церкви, — писал он, — не допуская ника­ких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском от­ношении мы должны быть искренними по отношению к Совет­ской власти и работать на общее благо».

27 июня 1923 г. патриарх Тихон был выпущен с Лубянки. Позднее он говорил: «Пусть погибнет моё имя в истории, только бы Церкви была польза».

Освобождение Тихона привело к упадку и полному распаду «обновленческого движения». Сотни священников и епископов, перешедших к «обновленцам», приносили теперь патриарху все­народное покаяние. Был среди них и будущий патриарх Сергий. Историк М. Вострышев так описывал его покаяние: «Лишённый моментом покаяния и архиерейской мантии, и клобука, и пана­гии, и креста, стоит на амвоне митрополит Владимирский и Шуй­ский Сергий. Низко кланяется Святейшему Тихону, в сознании своего уничижения и признанной вины приносит дрожащим от волнения голосом покаяние. Снова земной поклон. Постепенно ему вручаются из рук Святейшего панагия с крестом, белый кло­бук, мантия и посох. Патриарх приветствует своего собрата во Христе взаимным лобызанием, и, прерванное чином покаяния, чтение часов возобновляется».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org