Предыдущая Следующая

Но в Берии руководители страны продолжали видеть преж­де всего чекиста. Госбезопасность внушала им страх. Ведь имен­но её руками проводились все аресты и расстрелы руководства. Чтобы освободиться от этого страха, они желали покончить с её влиянием.

«„Следы преступлений". Органами Государственной безопасности раскрыта террористическая группа врачей-вредителей, наёмных агентов иностранных разведок» («Крокодил». Январь 1953 г.).

РАССТРЕЛ ЛАВРЕНТИЯ БЕРИИ

10 июля 1953 г. советские граждане неожиданно узнали из газет, что Лаврентий Берия исключён из партии как «враг Коммуни­стической партии и советского народа». В сообщении говори­лось, что «в интересах иностранного капитала» он пытался «по­ставить МВД над Правительством и партией».

Этому предшествовали следующие события. К лету 1953 г.

577

 

 

 

Г. Маленков. 1940 г.

Д. Налбандян. «Для счастья народа.

Заседание Политбюро UK ВКП(б)».

1949 г.

все члены Президиума ЦК договорились о совместных действи­ях против Берии. «Пока эта сволочь сидит, никто из нас не мо­жет чувствовать себя спокойно», — говорил Никита Хрущёв, от­ражая общее мнение.

Решено было арестовать Берию на заседании Президиума ЦК партии 26 июня. Конечно, арест нельзя было поручать чекис­там, его подчинённым. Поэтому в Кремль вызвали нескольких проверенных военных. Среди них были маршал Георгий Жуков, генералы Кирилл Москаленко и Павел Батицкий.

Бывший работник ЦК Фёдор Бурлацкий так передавал уст­ный рассказ Хрущёва об этом заседании: «Сели все, а Берии нет. Ну, думаю, дознался. Ведь не сносить нам тогда головы. Но тут он пришёл, и портфель у него в руках. Сел и спрашивает: „Ну, какой вопрос сегодня на повестке дня? Почему собрались так неожи­данно?". А я толкаю Маленкова ногой и шепчу: „Открывай засе­дание, давай мне слово". Тот побелел, смотрю, рта раскрыть не может. Тут я вскочил сам и говорю: „На повестке дня один вопрос. Об антипартийной, раскольнической деятельности агента импе­риализма Берии. Есть предложение вывести его из состава Пре­зидиума, из состава ЦК, исключить из партии и предать военно­му суду"».

Арест Л. Берии на заседании Президиума UK КПСС. Современный рисунок.

Как писал историк Антон Антонов-Овсеенко, из-под ареста Берия посылал отчаянные записки Маленкову: «Егор, разве ты не знаешь, меня забрали какие-то случайные люди, хочу лично до­ложить обстоятельства. Когда вызовешь?»; «Егор, почему ты мол­чишь?».

18 декабря начался закрытый суд, который проходил в том же здании. Председателем на нём был маршал Иван Конев, об­винителем — новый генеральный прокурор СССР Роман Руденко.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org