Предыдущая Следующая

На рассвете, в четыре часа утра, нача­ли разгонять митинг. К этому времени у Дома правительства находилось око­ло 8 тыс. человек. Глава компартии Грузии Джумбер Патиашвили позднее рассказывал: «Вместо рассеивания ми­тинга демонстранты были взяты в кольцо и жестоко избивались. Войска, к со­жалению, гонялись за людьми по все­му проспекту Руставели». Участник ми­тинга журналист Юрий Рост вспоми­нал: «Словно по команде, взметнулись дубинки. У кого не было дубинок, тот пользовался сапёрными лопатками. Солдаты стали теснить демонстрантов, которые активно сопротивлялись. В ход пошли камни, палки, выломанные тут же из ограждения, дубинки, отобран­ные у солдат». Во время разгона ми­тинга погибло 20 человек, из них 16 женщин (причём младшей из погибших было 16 лет, старшей — 70).

Как и другие подобные меры, события

9 апреля привели к усилению нацио­нального движения в Грузии. Они ус­корили и развитие «перестройки» в целом по стране.

В 1990 г. на выборах в Верховный Со­вет Грузии победу одержал блок пар­тий «Круглый стол — Свободная Гру­зия». Он выступал за независимость республики.

ПЕРЕД АВГУСТОВСКИМИ СОБЫТИЯМИ

К лету 1991 г. М. Горбачёв удалил из своего окружения руково­дителей, считавшихся «сторонниками перестройки». Например, ушёл с поста министра иностранных дел Эдуард Шеварднадзе, предупредив в неясных выражениях о «грядущей диктатуре».

Все вновь назначенные деятели имели репутацию послуш­ных, старательных исполнителей. Позднее Ю. Карякин возму­щённо спрашивал Горбачёва, почему он собрал вокруг себя лю­дей, «по одному облику которых видно, что они мерзавцы». На пост вице-президента Михаил Сергеевич в декабре 1990 г. неожи­данно для всех предложил малоизвестного Геннадия Янаева. Сам Янаев, по его словам, узнал об этом за два часа до голосования.

Г. Янаев произвёл плохое впечатление и на съезд народных депутатов. Его сочли слишком бесцветным и нерешительным для второй должности в государстве. Съезд внезапно «взбунтовался» и проголосовал против. Тогда Горбачёв потребовал голосовать второй раз. Один из депутатов, поэт Давид Кугультинов, поддер­живал его так: «Как мы терзаем нашего президента... Ведь он хо­чет иметь вице-президентом определённого человека. Это, к при­меру, всё равно, что вот я захотел жениться на красивой девуш­ке, а мои родители говорят: „Нет, не позволяем". Сегодня гово­рят — Янаева не избрали. Ведь он же человек! Представьте себя на его месте: его не избрали, с ним может что-то случиться, хоть он и говорил, что есть у него здоровье. Он человек... А мы тут с удовольствием аплодируем, хихикаем, торжествуем». При втором голосовании 27 декабря съезд всё-таки утвердил Геннадия Янаева вице-президентом.

В рядах «сторонников перестройки» имя М. Горбачёва в тот момент вызывало только враждебность. 28 марта 1991 г. в Моск­ве состоялась многотысячная демонстрация движения «Демокра­тическая Россия». В столицу вошли войска, и демонстрация про­ходила на фоне автоматчиков в касках и бронежилетах. Это была первая неразрешённая демонстрация «ДемРоссии». Она стала своеобразной репетицией последующих событий.

Демонстранты несли лозунги: «Требуем привлечения к уго­ловной ответственности Горбачёва!», «Борис Николаевич! Так держать, ни шагу назад!», «Требуем отставки кровавого диктато­ра!», «Михаил Кровавый, мы тебя презираем! Стреляй!». (Крова­вым М. Горбачёва демонстранты прозвали, очевидно, за события в Литве и Азербайджане в 1990—1991 гг.)

12 июня в России состоялись президентские выборы. Побе­ду на них одержал Борис Ельцин, собрав 57% голосов. Для него это была уже третья победа на выборах. Теперь он стал первым всенародно избранным президентом России.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org