Предыдущая Следующая

«Нельзя молчать! — с негодованием вос­клицал Мартов. — Во имя чести рабо­чего класса, во имя чести социализма и революции, во имя долга перед род­ной страной, во имя долга перед Рабо­чим Интернационалом, во имя заветов человечности, во имя ненависти к ви­селицам самодержавия, во имя любви к теням замученных борцов за свобо­ду — пусть по всей России прокатится могучий клич рабочего класса: „Долой смертную казнь! На суд народа пала­чей-людоедов!".»

В начале 1919 г. Юлий Мартов столь же резко осудил в печати казнь семьи Романовых.

Б. Ефимов. «Осенённые обшей благодатью». Рисунок, посвяшённый процессу над бывшими меньшевиками («Союзным бюро меньшевиков») в Москве. 1931 г.

97

 

 

Д. Моор. «Тов. Сталин: — Никаких меньшевиков!» (На конверте с надписью «В ЦК меньшевиков» ставит резолюцию «Вернуть за ненахождением адресата».)

1922 г.

В Советском Союзе между тем сотни и тысячи меньшеви­ков находились в местах заключения и ссылки. Массовые аресты 1937—1938 гг. не миновали многих бывших меньшевиков, ещё остававшихся на свободе. Мало кто из них уцелел в последую­щие годы в лагерях и тюрьмах. Тех, кто остался в живых, выпус­тили на свободу по амнистии 1956 г. Так вышел из заключения Борис Богданов, с 1912 г. член Оргкомитета меньшевиков, — один из немногих уцелевших руководителей партии. В отличие от «старых большевиков», освобождённых тогда же, меньшеви­ков при амнистии не реабилитировали.

КАДЕТЫ

(КОНСТИТУЦИОННЫЕ

ДЕМОКРАТЫ)

«СОЮЗ ОСВОБОЖДЕНИЯ»

К 1902 г. в России уже существовали две крупные партии — эсе­ры и социал-демократы. Но за ними шла только меньшая часть интеллигенции. Основная масса интеллигенции выступала за гражданские свободы, но не сочувствовала социализму. В 1902 г. начало оформляться соответствующее политическое течение — либеральное. С 1 июня стал выходить журнал этого направле­ния — «Освобождение». Он пе­чатался за границей и распро­странялся в России.

Год спустя два десятка близ­ких к журналу интеллигентов и земских деятелей отправились в Швейцарию. Они ехали туда в качестве туристов, но привле­кали их не живописные аль­пийские пейзажи. В июле 1903 г. в окрестностях Кон­станца и Боденского озера они основали нелегальную полити­ческую организацию — «Союз освобождения». Вначале рамки «Союза» оставались довольно размытыми, в нём состояли не только либералы, но и некото­рые социалисты.

А. Любимов. «„Народная свобода"

в затруднении»

(журнал «Леший», 1906 г.).

98

 

 

 

Движение быстро разрасталось. В январе 1904 г. в Петербур­ге состоялся учредительный съезд «Союза освобождения». На него прибыли делегаты из 22 городов. Они одобрили програм­му, в которой, по словам Павла Милюкова, одного из основате­лей «Союза», постарались выполнить два условия. Во-первых, вы­разить чаяния «всей русской интеллигенции»; во-вторых, при­близить программу к реальной жизни, сделать её «исполнимой», чтобы она не осталась несбыточной мечтой.

Стержнем программы стало требование гражданских сво­бод, а также конституции и всеобщего избирательного права. Правда, к последнему пункту относились довольно насторожен­но, П. Милюков говорил в 1904 г.: «Боюсь, как бы мужики не за­топили в русском парламенте цвет интеллигенции своими вы­борными — земскими начальниками да попами...».

ПЕРВЫЙ СЪЕЗД КАДЕТОВ

12 октября 1905 г. открылся учредительный съезд Конституци­онно-демократической партии. Несколько позже кадеты приня­ли второе название — Партия Народной свободы.

Почти все видные руководители кадетов вышли из «Союза освобождения». В их числе были учёные, юристы, публицисты, земские деятели. Социалисты позднее называли кадетов «парти­ей буржуазии». П. Милюков считал такое определение неверным. Он писал: «Что представляла из себя наша партия? В неё вошли, несомненно, наиболее сознательные политические элементы русской интеллигенции. Недаром её называли иногда „профес­сорской партией"...». Выступая на съезде, он подчеркнул, что при­нятая программа выражает «интеллигентские идеалы».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org