Предыдущая Следующая

73

 

 

 

разоблачение в декабре 1908 г. Е. Азефа как тайного сотрудника полиции. В полицейском отчёте за 1916 г. говорилось: «Что ка­сается партии социалистов-революционеров, то, по сведениям департамента полиции, таковой в России не существует...».

ОТ ФЕВРАЛЯ ДО ОКТЯБРЯ

Сразу после Февральской революции 1917 г. партия эсеров нача­ла бурно расти. Вернулись с каторги и из ссылок старые эсеры, а затем хлынул огромный поток «новообращённых». Эсеры стали самой многочисленной партией в России. Летом их число состав­ляло примерно 700 тыс. человек (они не вели точного подсчёта). «Ни одна партия не росла так неудержимо стремительно, — заме­чал В. Чернов. — Старый, испытанный состав партии был букваль­но размыт бурным притоком новых пришельцев».

Эсеры вошли в коалиционное Временное правительство, причём В. Чернов стал министром земледелия, а другой эсер А. Керенский вскоре возглавил правительство (см. ст. «Полити­ческая борьба в 1917 году»).

25 мая в Москве после десятилетнего перерыва собрался очередной III съезд партии эсеров. Съезд заявил о своей поддерж­ке коалиционного правительства. Делегаты высказались также по самым жгучим вопросам революции — о мире и земле. Съезд выступил за продолжение войны и «категорически отверг сепа­ратный мир и сепаратное перемирие». По вопросу о земле эсе­ры, конечно, повторили свои старые требования.

Но теперь вопрос стоял уже иначе: как проводить земельную реформу? Снизу, с помощью крестьянского движения, или сверху, по воле правительства? Съезд высказался против стихийного дви­жения, «отверг все частные захваты земель». Эсеры считали, что реформу надо проводить планомерно, решением правительства.

Однако в правительстве долгожданная реформа встречала всё новые и новые препятствия. Недовольство крестьян росло. В августе министр земледелия В. Чернов, потеряв надежду провес­ти желательные меры, подал в отставку.

Владимир Ленин писал за несколько дней до Октября: «Про­шло семь месяцев революции. Народ бесчисленное количество раз выражал своё доверие эсерам, давал им большинство на вы­борах, говорил партии эсеров: „Веди нас, мы вручаем тебе руко­водство!". В Советах партия эсеров, с марта 1917 г. действующая в блоке с меньшевиками, имела большинство в течение месяцев и месяцев! Семь месяцев господства эсеров и меньшевиков в Со­ветах привели... к восстанию крестьян Тамбовской и других гу­берний».

В то же время среди социалистов-революционеров посте­пенно сложилось левое крыло во главе с Марией Спиридоновой, Борисом Камковым и старым народником Марком Натансоном. Левые эсеры выступали в поддержку стихийного крестьянского движения. До ноября 1917 г. они оставались частью единой Пар­тии социалистов-революционеров.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕРРОРА

Началом эсеровского индивидуально­го террора считается выстрел Степана Балмашева в апреле 1902 г. На протя­жении последующих десяти лет эсеры совершили, по неполным данным, 263 покушения. Их жертвами стали не ме­нее 107 человек. Среди них 2 минист­ра, 33 губернатора и вице-губернато­ра, 7 генералов и адмиралов, 15 пол­ковников, 16 градоначальников, полицмейстеров и прокуроров, 26 тайных сотрудников полиции. За эти покуше­ния 71 эсер получил смертный приго­вор, причём казнили 57 человек.

Наивысшего подъёма индивидуальный террор достиг в 1906 г. — 74 покуше­ния. В 1907 г. покушений было не ме­нее 57. В последующие годы, после массовых арестов и казней, эсеровский террор почти прекратился. В 1908 г. состоялось всего два успешных поку­шения, столько же в 1909 г. Ещё два теракта имели место в 1911 г. Послед­ним от пули эсеров погиб начальник Зерентуйской каторги Высоцкий. Его убили за применение телесных нака­заний к политзаключённым. После это­го индивидуальный террор эсеры во­зобновили лишь в 1918 г.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org