Предыдущая Следующая

Партия эсеров бойкотировала выборы в I Государственную думу. Во II Думе эсеры решили участвовать и провели 37 депута­тов. Здесь они добились крупного успеха: собрали 105 подписей под своим земельным законопроектом. Этот успех эсеров стал одной из причин роспуска II Думы, после чего обстановка в стра­не для революционных партий резко ухудшилась. Им пришлось почти полностью уйти в подполье. В III и IV Думах эсеровских групп уже не было.

Вообще десятилетие «между двумя революциями» оказалось для эсеров, как и всех революционных партий, весьма тяжёлым. Неудачи преследовали их и в терроре. В. Чернов вспоминал: «Тя­гостный опыт непрерывного фиаско ряда боевых предприятий подготовил такую атмосферу безнадёжности и растущего разоча­рования в терроре, что Азеф пошёл на решительный шаг». В 1906 г. вместе с Б. Савинковым Е. Азеф заявил, что старые спосо­бы террора (наблюдение под видом извозчиков, торговцев) по­лиции уже хорошо известны. Нужно искать новые технические средства террора. А до тех пор Боевую организацию придётся распустить. Для руководства эсеров это сообщение прозвучало ошеломляюще. Прекратить террор, когда революция по всей стране беспощадно подавляется? После ожесточённых споров Боевую организацию всё-таки распустили, но вместо неё созда­ли три небольших боевых отряда.

Этим отрядам удалось совершить ряд успешных покушений на некоторых видных сановников, в том числе на столичного градоначальника Владимира фон-дер-Лауница, а также главно­го военного прокурора Владимира Павлова. Однако в апреле 1907 г. власти арестовали 28 человек, в том числе почти весь Бое­вой отряд эсеров. В феврале 1908 г. разгромили вторую группу боевиков — Северный летучий боевой отряд. Руководителя от­ряда Альберта Трауберга арестовали ещё раньше.

Жандармский генерал А. Герасимов передавал впечатление прокурора, который присутствовал на казни семи эсеров из от­ряда А. Трауберга: «Как эти люди умирали... Ни вздоха, ни сожа­ления, никаких просьб, никаких признаков слабости... С улыбкой на устах они шли на казнь. Это были настоящие герои». «Они в этом отношении не были исключением, — добавлял генерал А. Ге­расимов, — все террористы умирали с большим мужеством и достоинством. Особенно женщины. Героизм этой молодёжи, надо признать, привлекал к ней симпатии в обществе».

После этих арестов и казней вплоть до 1917 г. эсеровский террор почти затих. Партия переживала трудные времена. Её численность, достигавшая в 1905 г. 65 тыс. человек, резко сокра­тилась. Особенно большим и тяжёлым ударом для эсеров стало

ТЕРАКТЫ ЭСЕРОВ

В ДЕКАБРЕ 1906 ГОДА

21 декабря 1906 г. эсер Евгений Куд­рявцев застрелил столичного градона­чальника Владимира фон-дер-Лауница. Перед этим они спокойно стояли ря­дом в церкви, на освящение которой прибыл В. Лауниц. «В чёрном фраке, в безукоризненной перчатке на левой руке, стоял рядом с Лауницем молодой белокурый денди, спокойный, свет­ский, богомольный», — писала Мария Спиридонова. Террорист не стал стре­лять в церкви, подождал, пока закон­чится богослужение, и на площадке у выхода трижды выстрелил в градона­чальника. Увидев это, полицейский офицер ударил Е. Кудрявцева шашкой по голове, но тот уже сам выстрелил себе в висок... Одна из главных при­чин покушения заключалась в том, что фон-дер-Лауниц, бывший тамбовский губернатор, в 1905 г. сурово подавил крестьянские восстания.

26 декабря 1906 г. эсеры убили глав­ного военного прокурора Владимира Павлова, отправившего на эшафот не­мало революционеров. В июне он вы­ступал в Государственной думе в защиту смертной казни, и левые депутаты провожали его громкими возгласами «Убийца!». В результате своей твёрдой и беспощадной позиции В. Павлов фак­тически обрёк себя на жизнь заключён­ного. Он никуда не мог выходить из здания Главного военного суда, где размешалась его квартира. Гулял толь­ко в саду во дворе того же здания за высоким забором. Ворота охранял во­оружённый караул. Но и здесь генера­ла настигла пуля террориста... Даже среди чиновников-писарей Главного военного суда нашлись сочувствующие революции. Они помогли эсеру Н. Его­рову пробраться в сад и застрелить ге­нерала во время его прогулки.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org