Предыдущая Следующая

В молодую Красную армию вошло лишь несколько «осколков» старой русской армии, дольше других сохранявших дисциплину. В основном это были ла­тышские стрелковые части, превратив­шиеся в «красных латышских стрел­ков». В 1918—1919 гг. они стали од­ной из самых прочных опор Советской власти.

Л. Пастернак. Плакат времён Первой мировой войны.

155

 

 

 

ДЕМОНСТРАЦИЯ УВЕЧНЫХ ВОИНОВ

1 б апреля 1917 г. в Петрограде состоя­лась многотысячная демонстрация сол­дат — инвалидов мировой войны. Гре­мел военный оркестр; демонстранты шли под красными знамёнами и плака­тами с надписями: «Взгляните на наши раны. Они требуют победы!», «Слава павшим! Да не будет их гибель напрас­ной!», «Пораженцы позорят Россию!», «Ленина и компанию — обратно в Гер­манию!», «Война за свободу до послед­него издыхания!». Отдельной колонной шли ветераны сражений, потерявшие зрение. Они несли транспарант: «Ослеп­шие воины. Война до полной победы!».

Французский посол в России Морис Палеолог, видевший эту демонстра­цию, рассказывал о ней: «Самые здо­ровые раненые тащатся медленно, кое-как размешенные шеренгами; большин­ство перенесли ампутацию. Самые сла­бые, обвитые перевязками, рассажены в повозках. Эта скорбная рать как бы олицетворяет весь ужас, все увечья и пытки, какие может вынести человече­ская плоть. Её встречают религиозной сосредоточенностью, перед ней обна­жаются головы, глаза наполняются сле­зами; женщина в трауре, рыдая, пада­ет на колени».

А. Кравченко. «Заём Свободы». Плакат.

Агитация сторонников Временного правительства за наступление на Западном фронте перед солдатами. Район города Двинска (ныне Даугавпилс). Июнь 1917 г.

БРЕСТСКИЙ МИР

25 октября 1917 г. власть в Петрограде перешла в руки больше­виков, которые выступали под лозунгом: «Мир без аннексий и контрибуций!». Заключить такой мир они и предложили всем воюющим державам в первом же декрете новой власти — Дек­рете о мире. С середины ноября по предложению советского правительства на русско-германском фронте установилось пе­ремирие. Официально оно было подписано 2 декабря.

Большевик Константин Еремеев писал: «Перемирие на фронте сделало тягу солдат домой, в деревню, неудержимой. Если уже после Февральской революции уход с фронта был обычным явлением, то теперь 12 млн. солдат, цвет крестьянства, почувствовали себя лишними в частях армии и чрезвычайно нужными там, дома, где „делят землю". Утечка происходила сти­хийно, принимая самые разнообразные формы: многие просто самовольно отлучались, покидая свои части, в большинстве за­хватив винтовки и патроны. Не меньшее число пользовалось вся­ким легальным способом — в отпуска, в самые различные коман­дировки... Сроки не имели значения, так как всякий понимал, что важно только выбраться из военной неволи, а там уж вряд ли по­требуют назад». Русские окопы стремительно пустели.

На некоторых участках фронта к январю 1918 г. в окопах не осталось ни одного солдата, только кое-где попадались от­дельные военные посты. Отправляясь домой, солдаты забирали своё оружие, а иногда даже продавали его неприятелю.

9 декабря 1917 г. в Брест-Литовске (ныне город Брест в Бе­лоруссии), где размещалась ставка германского командования, начались переговоры о мире. Советская делегация пыталась

156

 

 

 

отстоять идею «мира без аннексий и контрибуций». 28 января 1918 г. Германия предъявила России ультиматум. Она потребо­вала подписать договор, по которому Россия теряла Польшу, Бе­лоруссию и часть Прибалтики — всего 150 тыс. км2.

Это поставило советскую делегацию перед суровой необ­ходимостью выбирать между провозглашёнными принципами и требованиями жизни. В соответствии с принципами следова­ло вести войну, а не заключать позорный мир с Германией. Но сил на то, чтобы воевать, не было. Глава советской делегации Лев Троцкий, как и другие большевики, мучительно пытался разре­шить это противоречие. Наконец ему показалось, что он нашёл блестящий выход из положения. 28 января он произнёс на пе­реговорах свою знаменитую речь о мире. Вкратце она сводилась к известной формуле: «Мира не подписывать, войны не вести, а армию распустить».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org