Предыдущая Следующая

В этой работе Коллонтай помогало хорошее знание четырёх языков, умение ладить с самыми разными людьми. Много лет спус­тя молодые дипломаты в её присутствии заспорили, что главное в их профессии. Один доказывал, что важнее всего твёрдость, уме­ние сказать «нет». А. Коллонтай возразила: «Но ведь не это главное! Главное — умение завязывать и поддерживать отношения с людь­ми». «Дипломат, не давший своей стране друзей, не может называть­ся дипломатом», — добавила Александра Михайловна.

В 20-е гг. Коллонтай представляла свою страну в Норвегии, затем в Мексике. Советским послом в Швеции она пробыла 15 лет начиная с 1930 г. Правда, перед этим шведскому королю пришлось отменить свой старый указ о высыл­ке Александры Михайловны навечно из преде­лов страны. Впервые человек, высланный из Швеции навечно, вернулся подобным обра­зом — как посол великой державы!

В Стокгольме вокруг А. Коллонтай образо­вался кружок интеллигенции, которая сочувст­вовала СССР в его противостоянии набиравше­му силу фашизму. Он получил название «кружок Коллонтай». Многие, возможно, никогда бы не пошли в советское посольство, а «к Коллонтай» приходили охотно...

Весной 1945 г., когда весь мир праздновал окончание войны, Александра Михайловна вер­нулась в Москву. Здесь она прожила последние семь лет жизни, оставаясь советником Мини­стерства иностранных дел.

9 марта 1952 г. Александра Михайловна Коллонтай скончалась у себя дома на 80-м году жизни.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ РАБОТЫ НАРКОМА ПРИЗРЕНИЯ

Не успела А. Коллонтай обосноваться в своём новом кабинете наркома при­зрения, как к ней пришли первые и до­вольно неожиданные посетители. Как вспоминала Александра Михайловна, в кабинет «ввалились здоровые ребята в ободранных шинелях.

— Тут, что ли, большевики помощь вы­дают? Мы — голодные. Давайте помощь.

Пробуем выяснить:

— Кто? Откуда? Инвалиды, что ли?

— Какие там инвалиды. Просто люди голодные. Не видите, что ли? Чего зубы нам заговариваете? Говорите прямо: большевики вы али нет?

Напирают ребята — здоровые детины, решительные». А ключей от кассы у наркома ещё не было. Помощь при­шлось выдавать из собственного тоще­го кошелька...

А. Коллонтай вручает верительные грамоты президенту Мексики. 1927 г.

268

 

 

 

МАРИЯ СПИРИДОНОВА

(1884—1941)

Вначале она отбывала срок в царских тюрьмах, потом — в со­ветских. Из последних 36 лет своей жизни только 4 года она про­вела на свободе. Дважды её приговаривали к смертной казни: сначала через повешение, затем — через расстрел. Второй раз приговор привели в исполнение...

Родилась Мария Александровна Спиридонова 16 (28) октяб­ря 1884 г. в Тамбове в дворянской семье. Сначала Мария получила домашнее образование, затем училась в Тамбовской женской гим­назии. Здесь 16-летняя девушка вступила в партию эсеров.

В 1905 г. началась первая русская революция. В губернии разгорались крестьянские беспорядки. С ними боролись кара­тельные отряды, производя аресты и устраивая массовые порки крестьян. Руководил подавлением волнений губернский совет­ник Г. Луженовский. Эсеры постановили убить его. Выполнить решение вызвалась Мария Спиридонова. Позднее она говорила: «В полном сознании своего поступка я взялась за исполнение приговора. Когда мне пришлось встретиться с мужиками, сошед­шими с ума от истязаний, когда я увидела безумную старуху-мать, у которой 15-летняя красавица-дочь бросилась в прорубь после казацких ласк, то никакие силы ада не могли бы остановить меня». 16 января 1906 г. Марии удалось выследить свою жертву. Пятью выстрелами из спрятанного в муфте револьвера она тя­жело ранила его. 10 февраля Луженовский скончался.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org