Предыдущая Следующая

Вот довольно типичные отрывки из част­ных писем 1919 г., собранные советской воен­ной цензурой. В одном письме говорится: «У нас в Саратове все ждут Деникина» (август). Другое письмо: «Никогда не представляла, чтобы армия Деникина занималась грабежами. Грабили не только солдаты, но и офицеры. Если бы я могла себе представить, как ведут себя белые победи­тели, то несомненно спрятала бы бельё и одеж­ду, а то ничего не осталось» (Орёл, ноябрь).

Добровольческую армию (Добрармию) на­селение с мрачным юмором прозвало Грабьармией. Писатель Владимир Короленко позднее сравнивал её с советскими войсками: «Мне при­шлось уже говорить, какая разница была при за­нятии Полтавы Красной Армией и добровольца­ми. Последние более трёх дней откровенно гра­били город с „разрешения начальства". Красно­армейцы заняли Полтаву, как дисциплинирован­ная армия, и грабежи, производимые разными бандитами, тотчас же прекратились...».

Очень важное, возможно решающее, значе­ние имела крестьянская политика белогвардей­цев. Крестьян больше всего волновал вопрос: не отберут ли у них землю обратно в пользу поме­щиков? Постепенно их худшие опасения начина­ли подтверждаться. Во многих местах помещики возвращались в свои имения и требовали платы за отобранную крестьянами землю. Часто их

что предпочитаю империалистов Запа­да фанатикам Востока».

Однако в январе 1921 г. Политбюро UK РКП(б) приняло решение устано­вить в Грузии Советскую власть. 16 февраля в селении Шулавери обра­зовался Революционный комитет Гру­зии. Тотчас Красная армия пришла ему на помощь. После нескольких дней боёв 25 февраля в республике также установилась Советская власть.

Последняя вспышка гражданской вой­ны в Закавказье произошла три гола спустя, в августе 1924 г. Грузинские меньшевики организовали восстание шахтёров, которое быстро распростра­нилось на всю республику. Но уже че­рез несколько дней восставших полно­стью разгромили части Красной армии и войска ОГПУ. При этом потери пов­станцев, по некоторым данным, соста­вили примерно 7 тысяч человек.

Неизвестный художник. Плакат 1920 г.

291

 

 

 

Кукрыниксы. Карикатура на белогвардейского генерала А. Шкуро.

Плакат «Красная кавалерия — залог победы!». Около 1920 г.

требования поддерживали войска... Кроме того, примерно треть урожая («третий сноп») по решению властей шла на нужды поме­щиков. И вновь земледельцев призывали ждать будущих законо­дательных решений. Всё это, конечно, могло вызвать у крестьян только волну раздражения и недовольства.

11 октября 1919 г. Красная армия начала наступление на войска А. Деникина. В октябре она выбила белогвардейцев из Орла и Воронежа, в ноябре — из Курска, в декабре — из Харько­ва и Киева. Общее положение на фронтах коренным образом изменилось в пользу Красной армии; её наступление стреми­тельно развивалось. В январе 1920 г. она отвоевала Царицын, Но­вочеркасск и Ростов-на-Дону, в феврале заняла Одессу.

А в марте в довершение ряда тяжёлых поражений белых ар­мий разразилась «новороссийская катастрофа». 27 марта вой­скам А. Деникина пришлось в беспорядке оставлять Новорос­сийск под напором наступавших советских войск. При отступ­лении были брошены огромные армейские запасы, орудия, кон­ница. Не удалось вывезти даже всех людей, и многие военнослу­жащие вынуждены были остаться в городе, хотя с приходом большевиков их ожидали арест и, вероятнее всего, расстрел. Некоторые части, опасаясь, что их оставят в Новороссийске, са­мовольно покидали фронт и с боем (в буквальном смысле сло­ва) захватывали идущие на город поезда.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org