Предыдущая Следующая

Вотчинных и поместных крестьян называют частновладельческими. Используя свои неслож­ные орудия труда (топор, соху, косу, цеп, борону), частновладельческий крестьянин обрабатывал и собственный земельный участок (надел), и барскую

землю. Крестьянин кормил и содержал не только собственную семью, но и своих владельцев, неся в их пользу определённые повинности — оброк, барщину, а также платил налоги «на государя». Помимо частновладельческих были на Руси и крестьяне монастырские, церковные. Особую группу составляли государственные, или, как их иначе именовали, чёрные, черносошные крестьяне, которые платили подати великому князю москов­скому. Вместе с государевой землёй эти крестьяне составляли «резервный фонд» государства, пред­назначенный для раздачи дворянам и боярам за службу «в вотчину» или «в поместье».

Примерно до середины XVI в. в России преобладали натуральные выплаты (оброк) в пользу землевладельцев; стала постепенно увели­чиваться барщина (работы, выполнявшиеся кре­стьянами на их господ). Денежные повинности были редки. Земледельцы, обрабатывавшие бар­скую землю, назывались холопами-страдниками («страда» — пахота, уборка урожая и т. п.). Как и прочие крестьяне, они содержали себя за счёт своего хозяйства, но права перехода в Юрьев день к другому владельцу не имели уже в XV в. В это же время появилась новая разновидность зависи-

С.В. Иванов. «Юрьев день».

362

 

 

 

мых крестьян — кабальные люди. Так называли тех, кто брал в долг определённую денежную сумму, заключая при свидетелях договор — «кабальную запись». И долг, и проценты «кабаль­ный человек» отрабатывал своим трудом. Его задолженность обычно превращалась в пожизнен­ную или же длилась вплоть до смерти господина. Существовали и крестьяне, оказавшиеся в силу тех или иных причин неспособными в полной мере уплачивать подати и налоги, лишившиеся семьи, хозяйства. Их стали именовать бобылями, захре­бетниками. Они зачастую жили в семьях соседей, друзей или родственников, помогая по хозяйству.

ГДЕ ЖИЛИ КРЕСТЬЯНЕ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

В древнерусских письменных ис­точниках для обо­значения кресть­янских поселений употребляются различные на­именования — погост, деревня, село, починок, слобода (слободка).

Основным типом поселения русских крестьян всегда была деревня, состоявшая обычно из трёх-четырёх, реже пяти-шести жилых дворов. В XVIXVII вв. появились деревни в десять-пятнадцать дворов; большее число дворов было весьма редким явлением. Слово «деревня» происходит от глагола «драть», т. е. расчищать участок под пашню, вырубая и сжигая деревья, а затем пахать целину. Не случайно деревней сначала называли пахотные и сенокосные угодья, располагавшиеся по речным долинам или возле «дорог прямоез­жих». Ведь крестьяне прежде всего выбирали и расчищали плодородную почву для ведения хо­зяйства и лишь после этого основывали небольшое поселение, обзаводились избами, дворами, хо­зяйственными постройками, домашней птицей и скотиной. Близки к деревне и так называемые починки («почин» — начало), которые нередко состояли из одного-двух дворов и не имели достаточного количества постоянной пашни.

Наиболее крупным из крестьянских поселений было село, отличавшееся от деревни и по про­исхождению, и по характеру. Сёла основывались землевладельцами. Здесь находился господский двор, где жил хозяин, или его ключник, или тиун (приказчик). Барские хоромы вместе с церковью обычно располагались в центре села. (Это отличие села от деревни окончательно закрепилось в XVIXVII столетиях.) Сёла были узловыми пунк­тами «боярщины» или «монастырщины» (т. е. боярских или монастырских земель): к ним тяготели близлежащие деревни, починки и т. п.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org