Вотчинных и поместных крестьян
называют частновладельческими. Используя свои
несложные орудия труда (топор, соху, косу, цеп, борону), частновладельческий
крестьянин обрабатывал и собственный земельный участок (надел), и барскую землю. Крестьянин кормил и
содержал не только собственную семью, но и своих владельцев, неся в их пользу
определённые повинности — оброк, барщину, а также платил налоги «на государя». Помимо
частновладельческих были на Руси и крестьяне монастырские,
церковные. Особую группу составляли государственные,
или, как их иначе именовали, чёрные, черносошные крестьяне,
которые платили подати великому князю московскому. Вместе с государевой землёй
эти крестьяне составляли «резервный фонд» государства, предназначенный для
раздачи дворянам и боярам за службу «в вотчину» или «в поместье». Примерно до середины XVI в. в
России преобладали натуральные выплаты (оброк) в
пользу землевладельцев; стала постепенно увеличиваться барщина (работы,
выполнявшиеся крестьянами на их господ). Денежные повинности были редки.
Земледельцы, обрабатывавшие барскую землю, назывались холопами-страдниками
(«страда» — пахота, уборка урожая и т. п.). Как и прочие крестьяне,
они содержали себя за счёт своего хозяйства, но права перехода в Юрьев день к
другому владельцу не имели уже в XV в. В это же время
появилась новая разновидность зависи- С.В. Иванов. «Юрьев день». 362 мых крестьян — кабальные люди. Так называли тех, кто брал в долг
определённую денежную сумму, заключая при свидетелях договор — «кабальную
запись». И долг, и проценты «кабальный человек» отрабатывал своим трудом. Его
задолженность обычно превращалась в пожизненную или же длилась вплоть до
смерти господина. Существовали и крестьяне, оказавшиеся в силу тех или иных
причин неспособными в полной мере уплачивать подати и налоги, лишившиеся семьи,
хозяйства. Их стали именовать бобылями, захребетниками.
Они зачастую жили в семьях соседей, друзей или родственников,
помогая по хозяйству. ГДЕ ЖИЛИ
КРЕСТЬЯНЕ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В древнерусских письменных источниках
для обозначения крестьянских поселений употребляются различные наименования
— погост, деревня, село, починок, слобода (слободка). Основным типом поселения
русских крестьян всегда была деревня, состоявшая
обычно из трёх-четырёх, реже пяти-шести жилых дворов. В XVI—XVII вв.
появились деревни в десять-пятнадцать дворов; большее число дворов было весьма
редким явлением. Слово «деревня» происходит от глагола «драть», т. е. расчищать
участок под пашню, вырубая и сжигая деревья, а затем пахать целину. Не случайно
деревней сначала называли пахотные и сенокосные угодья, располагавшиеся по
речным долинам или возле «дорог прямоезжих». Ведь крестьяне прежде всего
выбирали и расчищали плодородную почву для ведения хозяйства и лишь после
этого основывали небольшое поселение, обзаводились избами, дворами, хозяйственными
постройками, домашней птицей и скотиной. Близки к деревне и так называемые починки («почин» — начало), которые нередко состояли из
одного-двух дворов и не имели достаточного количества постоянной пашни. Наиболее крупным из
крестьянских поселений было село, отличавшееся
от деревни и по происхождению, и по характеру. Сёла основывались землевладельцами.
Здесь находился господский двор, где жил хозяин, или его ключник, или тиун
(приказчик). Барские хоромы вместе с церковью обычно располагались в центре
села. (Это отличие села от деревни окончательно закрепилось в XVI—XVII столетиях.)
Сёла были узловыми пунктами «боярщины» или «монастырщины» (т. е. боярских или
монастырских земель): к ним тяготели близлежащие деревни, починки и т. п. |