ЦЕРКОВНЫЕ
РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА В ПАТРИАРХ
НИКОН В месяце мае страшного 1605 года, когда в
Московском государстве начиналась Смута, в мордовском селе Вельдеманове
Нижегородского уезда у крестьянина Мины родился сын Никита. В раннем возрасте
мальчик лишился матери. От природы весьма одарённый и впечатлительный, он
выучился дома грамоте и в двенадцать лет ушёл в Макарьев Желтоводский
монастырь, где пристрастился к чтению книг. Лет двадцати по настоянию
родственников он женился и стал сельским священником. Семейная
жизнь отца Никиты не была счастливой: дети умирали в раннем возрасте. После
десяти лет супружества он счёл, что его «бесчадие» (бездетность) — это знак
призванности к излюбленной им монашеской жизни, и решил разлучиться с супругой.
По его убеждению она поступила в московский Алексеевский монастырь, где приняла
постриг, здесь же скончалась и была погребена. Сам
отец Никита ушёл на Белое море, в Анзерский скит близ Большого Соловецкого
острова. Там этот постник и затворник стал великим духовным подвижником,
примером для иноков. Вскоре основатель и настоятель скита преподобный Елеазар
постриг 30-летнего священника Никиту в монашество под именем Никона. Никон
вошёл в круг близких и любимых учеников Елеазара. Всеми силами души он отдался
иноческим подвигам: дни проводил в посте, спал очень мало, на каждом правиле
богослужения прочитывал всю Псалтырь, полагая по сто поклонов. Со
временем между наставником и учеником возникли разногласия. Так, Никон в
отличие от настоятеля желал скорейшего благоустройства монастырской жизни —
возведения каменного храма взамен тесного деревянного и т. п. Не найдя взаимопонимания
с Елеазаром и братией, Никон решил удалиться в другой монастырь. После долгих
странствий он достиг Кожеозерской пустыни (пустынь — небольшой уединённый
монастырь), находящейся на озере Коже в Каргополье. Здесь ему понравилось, и
для продолжения аскетических подвигов и упражнений в чтении Священного Писания
Никон поселился на близлежащем островке, где сам построил себе келью. Питался
он рыбой, которую сам ловил, в монастырь ходил лишь к церковным службам, а всё
остальное время проводил в уединении и размышлениях о Боге. Строгая
жизнь, выдающиеся способности и твёрдый характер Никона вызывали глубокое
уважение у кожеозерских иноков, и некоторое время спустя, после кончины
игумена, братия избрала Никона своим главой. Это было в |