Крупнейшим
научным событием последнего времени стало открытие археологами усадьбы
художника конца XII — начала XIII вв. Олисея Петровича Гречина — видного новгородского священника, члена
суда, претендента на пост архиепископа. Парадоксально само совмещение всех
этих занятий одним человеком. Олисей Гречин возглавлял артель художников,
создавших выдающиеся по своим художественным достоинствам фрески церкви Спаса
на Нередице под Новгородом. На его городской усадьбе в большом деревянном
доме-мастерской найдены разнообразные краски, чашечки для их растирания,
минералы-красители, тигли (сосуды из огнеупорного материала) для производства
лаков, заготовки небольших икон из дерева. Для работы мастера, его учеников и
подмастерьев была необходима также олифа, слоем которой покрывали живопись для
закрепления. При приготовлении олифы в качестве добавок использовались янтарь и
оливковое масло, которое доставлялось с юга в керамических амфорах. Очень
важные сведения получены во время раскопок недалеко от Новгорода — на
Рюриковом городище. Именно сюда, по преданию, в 13 ствии изготавливали
необходимые вещи (инструменты, оружие и т. д.). Ремесленники обслуживали
потребности города в сельскохозяйственных орудиях, т. к. горожане не бросали
возделывание пашни, садоводство и огородничество, а также занимались
рыболовством, охотой, бортничеством (пчеловодством), собирали грибы, ягоды и
лесные орехи. Археологам достаточно часто встречаются сошники, наральники,
чересла — железные части почвообрабатывающих орудий; инструменты для обработки
дерева — топоры, тесла, скобели, стамески, свёрла, долота. Многочисленные находки
«самозатачивающихся» ножей свидетельствуют о большом искусстве кузнецов. На
стальную пластину с обеих сторон мастера наваривали полосы из мягкого железа,
которые при работе стачивались, а более твёрдая сталь выступала в качестве
режущего компонента ножа. Особой отраслью, тесно
связанной с железоделательным производством, было оружейное
дело. Русские ремесленники-оружейники достигли высокого уровня
мастерства. Свидетельством этого являются археологические находки кольчуг, шлемов,
пластинчатых броней и чешуйчатых панцирей, копий, рогатин и стрел, боевых
топоров, мечей, сабель, кистеней, булав и палиц. Боевое снаряжение
древнерусского воина не было таким тяжёлым, как у западноевропейского, и
позволяло ему быть более манёвренным, а не становиться верной мишенью для
степняка-кочевника. В древнерусских городах были
развиты ювелирное и гончарное
ремёсла, плотницкое и бондарное дело, кожевенное
производство (в результате раскопок стало ясно, что большинство
горожан ходили в кожаной обуви). Из кожи, например, изготавливали игральные
мячи, скоморошьи маски — «рожи», ножны для ножей, кошельки — «калиты» (от
последних получил своё прозвище Иван Калита). Заимствованное из Византии стеклодельное производство было особенно развито в Киеве,
отчасти в Смоленске, Новгороде и Рязани: отсюда стеклянные браслеты, перстни,
бусы, посуда расходились по всей Русской земле. Северные соседи, скандинавы,
называли Русь «Гардарики» — «страна городов». Но если средневековый
западноевропейский город строился в основном из камня, среднеазиатский — из
глины, то древнерусские города строились почти исключительно из дерева: первые
крепости и церкви, жилища и мосты, замки и уличные мостовые возводились из
недолговечного, но зато широко распространённого и доступного материала. Именно
поэтому таким практически значимым ремеслом была деревообработка. Плотники,
бондари, искусные мастера резьбы по дереву славились наравне с кузнецами,
оружейниками и стеклянных дел мастерами. |