Ценность
любого научного наследия
прове- Книги А. А. Зимина. 93 ряется его долговечностью. Именитый чиновный историк
порой бывает забыт сразу после ухода в мир иной, труды его без пользы пылятся
на полках библиотек, а статей не помнят даже узкие специалисты. Александр
Александрович Зимин не сделал блестящей академической карьеры. Но прошло уже
пятнадцать лет со времени кончины историка, а книги его живут, и само имя
Зимина стало знаменем для целого направления в исторической науке. Такова
судьба талантливых людей: нелёгкая жизнь и громкая посмертная слава. ГУМИЛЁВ (1912-1992) Замечательный русский историк Лев Николаевич Гумилёв
посвятил свою научную деятельность проблемам возникновения, развития и
взаимоотношений различных племён, народов, наций — этносов. Его
родителями были известные русские поэты Анна Ахматова и Николай Гумилёв. В
девятилетнем возрасте пережил первую в своей жизни трагедию: его отец был
обвинён в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян. Юность будущего
учёного пришлась на тяжёлые годы сталинских репрессий и Великой Отечественной
войны. Независимый характер, принципиальность в научных
вопросах и в большой мере трагическая судьба отца определили жизненный путь
Льва Гумилёва. Двадцать лет — с 1936 по Л.Н. Гумилёв в молодости. 94 широкого читателя, хранились в специальных фондах.
Купить их было почти невозможно. Только в конце жизни Лев Николаевич стал
академиком. Несмотря на столь позднее признание, он считал себя счастливым
человеком, потому что всегда писал то, что думал. Гумилёв всю жизнь занимался особой научной дисциплиной —
этнологией, находящейся на стыке
гуманитарных и естественных наук. Он считал, что историю любой страны нужно
рассматривать не только как цепь экономических, политических, культурных
изменений, происходивших на протяжении веков, но прежде всего как историю
населяющих её народов — этносов. А к истории этносов нужен другой подход,
необходимы методы, применяемые в естественных науках. Для изучения
исторического процесса Гумилёв предложил три основных параметра. Первый параметр
— это пространство. Каждый этнос неразрывно
связан с определённой природной средой, «кормящим ландшафтом», который диктует
людям определённые правила поведения, объединяет их, делает непохожими на
других. Например, образ жизни (характер, навыки, традиции) горцев отличается от
образа жизни поморов или тех, кто населяет лесной край. Второй параметр — время. У каждого этноса, как и у каждого человека, есть
предки и потомки, прошлое и будущее. Третий параметр — собственно
этнос, т. е. коллектив людей, руками которых творится история.
«Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в
театре истории», — писал Гумилёв. Но в истории этносов, как и в живой природе,
происходят катастрофы, когда одни этносы исчезают, другие возникают. Нет
сейчас на земле халдеев и этрусков, как когда-то не было французов и англичан. |