Предыдущая Следующая

Ценность   любого   научного   наследия   прове-

Книги А.  А. Зимина.

93

 

 

 

ряется его долговечностью. Именитый чиновный историк порой бывает забыт сразу после ухода в мир иной, труды его без пользы пылятся на полках библиотек, а статей не помнят даже узкие специалисты. Александр Александрович Зимин не сделал блестящей академической карьеры. Но прошло уже пятнадцать лет со времени кончины историка, а книги его живут, и само имя Зимина стало знаменем для целого направления в исторической науке. Такова судьба талантливых людей: нелёг­кая жизнь и громкая посмертная слава.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

ГУМИЛЁВ

(1912-1992)

Замечательный русский историк Лев Николае­вич Гумилёв посвятил свою научную деятель­ность проблемам возникновения, развития и взаимоотношений различных племён, народов, наций — этносов. Его родителями были известные русские поэты Анна Ахматова и Николай Гумилёв. В девятилетнем возрасте пережил первую в своей жизни трагедию: его отец был обвинён в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян. Юность будущего учёного пришлась на тяжёлые годы сталинских репрессий и Великой Отечествен­ной войны.

Независимый характер, принципиальность в научных вопросах и в большой мере трагическая судьба отца определили жизненный путь Льва Гумилёва. Двадцать лет — с 1936 по 1956 г. — стали для него постоянной физической и нрав­ственной пыткой: многочисленные аресты, тюрь­мы, ссылки, лагеря, строительство Беломорка­нала, наконец камера смертников и ожидание расстрела. Учиться приходилось урывками, т. к. аресты следовали один за другим. Иногда заклю­чение бывало недолгим, подчас продолжалось годы. В 1943 г., после очередного освобождения, Гумилёв ушёл добровольцем на фронт. Когда война закончилась, он получил диплом исторического факультета Ленинградского университета, куда поступил ещё в 1934 г. Окончить аспирантуру не удалось — его отчислили. Тем не менее в 1948 г. Лев Николаевич блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему «Политическая история первого Тюркского каганата (546—569)». Однако через год он снова был арестован и вышел на свободу только в 1956 г.

Л.Н. Гумилёв в молодости.

94

 

 

широкого читателя, хранились в специальных фондах. Купить их было почти невозможно. Только в конце жизни Лев Николаевич стал академиком. Несмотря на столь позднее призна­ние, он считал себя счастливым человеком, потому что всегда писал то, что думал.

Гумилёв всю жизнь занимался особой научной дисциплиной — этнологией, находящейся на стыке гуманитарных и естественных наук. Он считал, что историю любой страны нужно рассмат­ривать не только как цепь экономических, поли­тических, культурных изменений, происходивших на протяжении веков, но прежде всего как историю населяющих её народов — этносов. А к истории этносов нужен другой подход, необходимы методы, применяемые в естественных науках. Для изуче­ния исторического процесса Гумилёв предложил три основных параметра. Первый параметр — это пространство. Каждый этнос неразрывно связан с определённой природной средой, «кормящим ландшафтом», который диктует людям опреде­лённые правила поведения, объединяет их, делает непохожими на других. Например, образ жизни (характер, навыки, традиции) горцев отличается от образа жизни поморов или тех, кто населяет лесной край. Второй параметр — время. У каждого этноса, как и у каждого человека, есть предки и потомки, прошлое и будущее. Третий параметр — собственно этнос, т. е. коллектив людей, руками которых творится история. «Этносы, существу­ющие в пространстве и времени, и есть действу­ющие лица в театре истории», — писал Гумилёв. Но в истории этносов, как и в живой природе, происходят катастрофы, когда одни этносы исче­зают, другие возникают. Нет сейчас на земле халдеев и этрусков, как когда-то не было фран­цузов и англичан.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org