Вслед за
Марксом Плеханов считал крестьянство обречённым классом.
Марксисты предсказывали, что в скором времени оно расколется на два враждующих
лагеря: богатых земельных собственников и разорившихся наёмных рабочих.
Плеханов полагал, что будущая пролетарская революция может рассчитывать на
помощь только неимущих крестьян, и то лишь после того, как они усвоят
социалистические взгляды. «Сельское население, живущее при отсталых социальных
условиях, не только менее промышленных рабочих способно к сознательной
политической инициативе, но и менее их восприимчиво к движению, начатому нашей
революционной интеллигенцией... Промышленные рабочие, обладающие большим развитием,
более высокими потребностями и более широким кругозором, чем крестьянство,
примкнут к нашей революционной интеллигенции в её борьбе с абсолютизмом и
затем, добившись политической свободы, организуются в рабочую социалистическую
партию, которая и должна будет начать систематическую пропаганду социализма в
среде крестьянства». Другие
представители народничества в отличие от Плеханова и его сторонников оценивали
учение Маркса с критических позиций. В первую очередь их не устраивал его тезис
о неизменности законов исторического развития. В религии и нравственности
немецкий мыслитель видел только орудие классовой борьбы, он считал крестьянство
отсталой и консервативной массой. Видный публицист-народник Н. К Михайловский
писал: «...Они (марксисты. — Прим. ред.) издевались
над правом нравственного суда над явлениями общественной жизни; они выбрасывали
за борт истории многомиллионную массу крестьянства...». Плеханов видел
в марксистской идеологии средство, которое позволило бы революционерам перехватить
инициативу у буржуазных кругов и уже на этапе борьбы против самодержавия
занять господствующие позиции в революционном движении: «Для социалистов Г.
В. Плеханов. Фотография начала XX в. 538 было бы
очень невыгодно, если бы руководство борьбой перешло в руки наших либералов.
Это сразу лишило бы их всего прежнего влияния и на долгие годы отсрочило бы
создание социалистической партии в передовых слоях народа. Вот почему мы и
указываем нашей политической молодёжи на марксизм, эту алгебру революции...
эту „программу", научающую своих приверженцев пользоваться каждым шагом
общественного развития в интересах революционного воспитания рабочего
класса». Благодаря
деятельности группы «Освобождение труда», распространявшей в России
марксистскую литературу, в обществе возник пристальный интерес к марксизму. В
стране, особенно в среде университетской молодёжи, появилось множество кружков,
изучавших работы Маркса, Энгельса, Плеханова. В одном из таких кружков прошёл
«марксистскую выучку» В. И. Ульянов-Ленин, будущий создатель Советского
государства. Сеть кружков стала той почвой, на которой со временем выросла российская
социал-демократия. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ
МАРКСИСТЫ Марксизмом
увлекались не только представители революционного движения, но и те, кого
Плеханов относил к либералам. Например, спустя несколько десятилетий после
Октября Марксизм
неодинаково воспринимался различными политическими группировками российского
общества. Одни, как Ульянов-Ленин и его единомышленники, считали учение
Маркса прежде всего идеологи- |