Абсолютизм (от лат. absolutus — «неограниченный», «безусловный»), или абсолютная монархия, как тип
государства, в котором власть безраздельно принадлежит государю, существовал в
России с конца XVII столетия до февраля Периоды абсолютизма пережили
многие европейские страны в XVI—XVII вв., переходя в своём развитии от средневекового
государства, в котором верховная власть принадлежала монарху, а всякое сословие
имело закреплённые законом особые привилегии и обязанности, к буржуазному обществу, где
права и обязанности всех граждан равны перед лицом закона. В России синонимами
слова «абсолютизм» служили понятия «самодержавие», «самодержавство»,
«самодержавная монархия». Выдающийся теоретик русского монархизма Иван
Солоневич писал: «Монархия есть единоличная власть, подчинённая традициям
страны, её вере и её интересам, иначе говоря, власть одного лица». Более трёх
веков складывались основные черты российского абсолютизма: самим самодержцем,
от его 5 ЦАРЬ —
ПОМАЗАННИК БОЖИЙ Крестьянские
бунты, восстания и войны потрясали Россию на протяжении более чем трёх
столетий. Крестьяне боролись против своего невыносимого, бедственного
положения и часто жестоко, беспощадно расправлялись с притеснителями. Казалось
бы, борьба крестьян за освобождение не могла не быть направлена против самого
государственного устройства, которое закрепляло их рабское положение, а
значит, и против самодержавного монарха. Однако крестьянское сознание не
поднималось до такого обобщения, никогда не объединяло помещика и царя в общего
врага. Крестьяне стремились освободиться только от своего властителя. А в царе
всегда видели заступника, от которого можно ждать помощи и заботы. Если же их
нет, то означает это лишь одно — государь не знает о бедах «детей» своих, злые
«бояре» скрывают от него правду. Царскую
власть крестьяне понимали как данную Богом. Даже само слово «царь», полагали
они, создано Богом. Ведь и в церковных текстах Бог часто именуется царём: «Царь
Небесный», «Царь Нетленный». Один — на небе, другой — на земле. Уже само
миропомазание во время церемонии поставления на царство уподобляло царя Христу (греч. «христос»
— буквально «помазанник»), а потому и царя могли называть «христом». И тем не менее отношение народа к царю не исчерпывалось
поклонением и надеждой на даруемое им уменьшение тягот жизни. Образ
жизни монарха должен был соответствовать «царскому чину»: православным канонам
и национальным традициям. В противном случае его считали «ложным царём». Так
было с Петром I. Уже в начале его правления появились слухи о том, что бояре подменили
настоящего царя на «немчина», потому он и печётся исключительно о немцах.
Равнодушие государя к религии, несоблюдение им церковных постов, пренебрежение
к «старой вере» называли в народе «чудесами Антихриста».
Нововведения Петра — подушная подать, бритьё бород, европейское платье —
убеждали в том, что Антихрист уже воцарился и настали «последние времена». Веским
доводом в пользу богоизбранности монарха служила его удачливость в борьбе за
власть. В народном сознании хранилось и нечто вроде «плана» действий истинного
царя. Он должен наказывать угнетателей, изменять к лучшему положение народа,
возвышать соратников. Крестьяне
были уверены в том, что они обязаны служить царю. Правда, царскую службу они понимали
своеобразно. В основе представления о ней лежали два принципа: «законности» и
«справедливости». Поскольку крестьяне не сомневались в том, что царь всегда на
стороне народа, логика их рассуждений порой была причудлива. Например, после
указа Павла I о приведении к присяге всех сословий без исключения начались
многочисленные и подчас бурные выступления крепостных против помещиков. В
понимании крестьян, царь «призвал» их к присяге, теперь они принадлежали самому
монарху и их неповиновение помещику было «законно»,
притязания же последнего на их свободу нарушали волю царя. Позже, в 1825—1826
гг., после арестов декабристов, крестьяне в некоторых местностях вновь
перестали повиноваться помещикам: дворяне плохо служат царю и даже являются
его врагами. Таким образом, защиту царя крестьяне также всегда считали «законной». |