Предыдущая Следующая

«Декларации естественных, гражданских и политических прав человека» (её проект, предложенный в 1 793 г. Конституционным Ко­митетом, в который входили лидеры жирондистов — наиболее после­довательной либеральной партии революционной Франции того вре­мени, не был принят, так как за несколько дней до его утверждения жирондистов свергли более радикальные якобинцы): «Целью вся­кого объединения людей в общество является зашита естественных, гражданских и политических прав человека; эти права лежат в осно­ве общественного договора; их признание и провозглашение должны предшествовать конституции, которая гарантирует их осуществление...

1. Естественными, гражданскими и политическими правами человека являются свобода, равенство, безопасность, собственность, социаль­ная гарантия этих прав и сопротивление угнетению...

2. Свобода заключается в возможности делать всё то, что не наруша­ет прав других людей; таким образом, естественные права человека ограничены только теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества осуществление этих же прав.

3. ...Всё, что не запрещено законом, является дозволенным; никого нельзя принуждать делать что-либо не предписанное законом.

4. Каждый человек может свободно высказывать свои мысли и убеж­дения...

7 — 8. Равенство заключается в том, что каждый пользуется одинако­выми правами. Закон должен быть одинаковым для всех, идёт ли дело о наградах или наказаниях и ограничениях...

21. Никто не может быть лишён хотя бы малейшей части своей собст­венности без своего согласия, если это не вызывается законно уста­новленной общественной необходимостью, и без предварительного справедливого вознаграждения за неё»...

15

 

 

 

свободы слова; в области государст­венного устройства либерализм отстаивает конституционные по­рядки против абсолютизма, мест­ное самоуправление против цен­трализации, свободу личности против полицейской опеки, равно­правность женщины, отмену со­словных привилегий, участие на­родного элемента в отправлении правосудия, равномерное распреде­ление податного бремени (нало­гов.Прим. ред.)... В области эконо­мической либерализм... является противником стеснений свободы торговли... и свободы труда...».

ПРЕДЫСТОРИЯ РУССКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

Средневековая Русь шла по пути раз­вития, сходному с европейским. В XI XIII вв. быстро увеличивалось количество городов с самоуправле­нием в виде вечевых собраний горожан. Это не позволяло князьям, пре­тендовавшим на полную власть над городами, слишком усиливаться. На Руси уже возникли условия для соз­дания собственной «Великой хартии вольностей», когда началось нашест­вие монголо-татар. Города, по кото-

ИДЕОЛОГИИ

Историю человечества последних ве­ков часто сравнивают с притчей о Ва­вилонской башне. По Библии, когда люди хотят достичь идеала, они неиз­бежно утрачивают общий язык и взаи­мопонимание. Все хотят одного и того же: справедливого, разумного общест­венного устройства, блага для челове­чества. Но при этом словно говорят на разных языках: у каждого свой взгляд на то, как должно быть устрое­но общество, т. е. идеология. Люди не­скончаемо спорят, называют друг дру­га «идеологическими противниками» и наконец развязывают войны, подни­мают революции, ввергая человечест­во в пучину ненависти и крови.

Многие века человечество не зна­ло идеологических споров. Люди рож­дались в устойчивом, давно сложив­шемся мире и проводили жизнь в соответствии со своим семейным и со­циальным положением, родом занятий. Множество изменений — иногда рево­люционных, как Реформация в христи­анстве, иногда медленных и посте­пенных, как экономическое развитие, — должно было произойти, прежде чем люди стали более самостоятельными и осознали ценность свободы. С течением времени крепло убеждение — чело­век никогда не может быть свободен в обществе, но он свободен в принци­пе: волен выбирать и принимать реше­ния. А потому ни семья, ни община, ни власти предержащие не должны вместо человека распоряжаться его судьбой.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org