Размеренная
и степенная жизнь соловецких иноков неожиданно прервалась в Первое
время в Москве не обращали особого внимания на «смуту» в отдалённом северном
монастыре. Но старообрядческие настроения в Соловецкой обители усиливались.
Здесь останавливался бежавший из заточения видный «расколоучитель» Иван
Неронов, и его с почётом принимали. В Правительство
и духовные власти пытались образумить непокорных монахов. Но стойкие
соловецкие иноки горло отвечали в своей челобитной царю Алексею Михайловичу:
«Не вели, государь, больши того к нам учителей присылати напрасно, понеже
(потому что. —Прим. ред.) отнюдь не будем прежней нашей православной веры
пременить, и вели, государь, на нас меч свой прислать царский и от сего
мятежного жития преселити нас на оное безмятежное и вечное житие». Царь понял,
что увещаниями привести монахов к покорности не удастся. Для
«обращения» непокорных из Москвы посылались отряды стрельцов. Когда же из
монастыря последовал прежний ответ, на Соловки было отправлено 700 стрельцов
во главе с воеводой Иваном Мещериновым с предписанием взять
монастырь блокадой, но не стрелять по нему из пушек (видимо, царь испытывал
страх перед чудотворцами). Однако вскоре Мещеринов начал действовать решительно
— открыл пальбу по монастырю из орудий. Архимандрит
Никанор ходил по монастырским стенам, кропил пушки святой водой и приговаривал:
«Матушки... надежда у нас на вас, вы нас обороните!». общины в Москве и Санкт-Петербурге, в Поволжье и в других местах. Положение староверцев вновь
резко ухудшилось при Николае I. Царь считал себя защитником
«истинного» православия и делал всё, чтобы уничтожить церковный раскол,
искоренив старообрядчество. Использовались любые методы: от направления в
наиболее «заражённые» расколом местности православных миссионеров до прямого
административного нажима. В конце концов николаевский
режим нанес жестокий удар по главным оплотам старообрядчества, многие из
которых навсегда прекратили своё существование. Одновременно царь значительно
ограничил права староверов. В Политика правительства по отношению
к ним несколько смягчилась при Александре II. Однако
подлинно новый этап в истории старообрядчества начался в СТАРООБРЯДЦЫ И ЭКОНОМИКА РОССИИ Идеалы старообрядцев всегда
находились в прошлом. Современность они воспринимали крайне отрицательно.
Порой видели в ней «последние времена», преддверие «антихристова царства».
Тем не менее старообрядцы не оказались на обочине
общественного развития — напротив, они сумели использовать в собственных
интересах политические и экономические перемены в стране. |