Пётр Великий, который «уздой
железной Россию поднял на дыбы», как писал А. С. Пушкин, сумел с помощью
соратников всемерно укрепить своё «абсолютство» во внутренней и внешней
политике, превзойдя на этом пути всех своих предшественников. Недаром
революционер Николай Шелгунов говорил: «Мне совсем не нравится Пётр как царь,
но я преклоняюсь перед ним как перед диктатором. В чём была сила его? В том,
что он разбил старые формы Московской Руси и ускорил естественный ход вещей, в
двадцать лет сделав то, что московские цари тяпали да ляпали
целых двести». Преемники Петра Великого
(шесть «случайных и быстро менявшихся хозяев» российского трона за 37 лет — до
Екатерины II) были вынуждены бороться с попытками дворянских группировок покончить
с абсолютизмом самодержцев. Высшее сословие рвалось к «дворяновластию», желая
управлять государством с помощью собственного правительства. Главным
содержанием полити- Памятник Петру I в Санкт-Петербурге («Медный всадник»). Скульптор Э. Фальконе. 10 ческой жизни страны в период
дворцовых переворотов и «бабьего правления» стали придворные интриги,
фаворитизм, гвардейские выступления и полицейский сыск. «После Петра
государственные связи, юридические и нравственные, одна за другой порываются,
и среди этого разрыва меркнет идея государства, оставляя по себе пустое слово в
правительственных актах», — с горечью отмечал Ключевский. Однако притязания дворян-оппозиционеров
не имели успеха — Россия оставалась «самодержавнейшей в мире империей»,
абсолютизм не уступал своих позиций. ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ Новые для России веяния
принесла политика императрицы Екатерины II, которая
осуществляла государственные преобразования под лозунгом «просвещённого абсолютизма».
В торжественном манифесте от 6 июля Известны её отношения с французскими
просветителями — Вольтером, Дидро, Д'Аламбером и др.
Используя их славу и международный авторитет, Екатерина добивалась репутации
просвещённой и гуманной правительницы, единомышленницы знаменитых философов.
Переписка с ними создала императрице славу просветительницы невежественного
русского народа. Однако вся её деятельность была направлена главным образом на
укрепление самодержавия, которое она считала необходимой формой власти в
столь обширной стране, как Россия. Но всё же просветительские
идеи вызвали у императрицы желание заняться самым
необходимым для устройства новой России — проблемой законодательства. После Соборного Уложения |