Предыдущая Следующая

Пётр Великий, который «уздой железной Россию поднял на дыбы», как писал А. С. Пушкин, сумел с по­мощью соратников всемерно укре­пить своё «абсолютство» во внутрен­ней и внешней политике, превзойдя на этом пути всех своих предшест­венников. Недаром революционер Николай Шелгунов говорил: «Мне совсем не нравится Пётр как царь, но я преклоняюсь перед ним как пе­ред диктатором. В чём была сила его? В том, что он разбил старые формы Московской Руси и ускорил естест­венный ход вещей, в двадцать лет сделав то, что московские цари тяпа­ли да ляпали целых двести».

Преемники Петра Великого (шесть «случайных и быстро меняв­шихся хозяев» российского трона за 37 лет — до Екатерины II) были вы­нуждены бороться с попытками дво­рянских группировок покончить с абсолютизмом самодержцев. Высшее сословие рвалось к «дворяновластию», желая управлять государством с помощью собственного правитель­ства. Главным содержанием полити-

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге («Медный всадник»). Скульптор Э. Фальконе. 1782 г.

10

 

 

ческой жизни страны в период двор­цовых переворотов и «бабьего прав­ления» стали придворные интриги, фаворитизм, гвардейские выступле­ния и полицейский сыск. «После Петра государственные связи, юри­дические и нравственные, одна за другой порываются, и среди этого разрыва меркнет идея государства, оставляя по себе пустое слово в пра­вительственных актах», — с горечью отмечал Ключевский.

Однако притязания дворян-оп­позиционеров не имели успеха — Россия оставалась «самодержавнейшей в мире империей», абсолютизм не уступал своих позиций.

ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ

Новые для России веяния принесла политика императрицы Екатери­ны II, которая осуществляла госу­дарственные преобразования под лозунгом «просвещённого абсолю­тизма». В торжественном манифесте от 6 июля 1762 г. объявлялось: «Са­мовластие, не обузданное добрыми и человеколюбивыми качествами в го­сударе, владеющем самодержавно, есть такое зло, которое многим па­губным следствиям непосредственно бывает причиною». Умная и образо­ванная, Екатерина умела представить себя просвещённым, даже обаятель­ным монархом, но правила твёрдой рукой, немилосердно карая врагов. Обещая подданным «матернее (ма­теринское.Прим. ред.) увещевание и попечение», новая императрица не помышляла об ограничении власти и не терпела критики в свой адрес, ревниво относясь к успехам в обще­ственном мнении даже преданных ей людей. Она единолично возгла­вила центральный правительствен­ный аппарат и лишь изредка созыва­ла совет из выбранных ею крупных сановников.

Известны её отношения с фран­цузскими просветителями — Вольте­ром, Дидро, Д'Аламбером и др. Ис­пользуя их славу и международный авторитет, Екатерина добивалась репутации просвещённой и гуманной правительницы, единомышленницы знаменитых философов. Переписка с ними создала императрице славу просветительницы невежественного русского народа. Однако вся её дея­тельность была направлена главным образом на укрепление самодержа­вия, которое она считала необходи­мой формой власти в столь обшир­ной стране, как Россия.

Но всё же просветительские идеи вызвали у императрицы жела­ние заняться самым необходимым для устройства новой России — про­блемой законодательства. После Со­борного Уложения 1649 г. империя не имела свода законов, отвечавше­го политическим условиям XVIII в. Екатерина два года писала «Наказ» Комиссии для составления проекта нового Уложения. 22 главы докумен­та представляют собой заимствова­ния или пересказ основных идей из трудов энциклопедистов о монар­хической власти, роли законов, о преступлениях и наказаниях, эконо­мике, воспитании, наследственном праве, суде. С позиций просвещённо­го абсолютизма рассмотрены ею про­блемы преступления и наказания; выступив вслед за Елизаветой Петров­ной против пыток и смертной казни, Екатерина в сущности положила ко­нец позорному «слову и делу».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org