Предыдущая Следующая

После короткого перерыва вновь стали выходить петровские «Ведо­мости»; оставались в силе указы и регламенты, изданные при Петре; сохранилась коллегиальная форма управления страной; поддержива­лась боеспособность армии и флота. В 1725 г., через несколько месяцев после смерти Петра, была открыта Академия наук, устав которой был утверждён царём при жизни. В том же году к берегам Камчатки отправи­лась экспедиция во главе с капи­таном Витусом Берингом, чтобы ус­тановить, соединяются ли Азия и Северная Америка перешейком (эту экспедицию планировал Пётр). В силу прямого указания императора, обнаруженного в его бумагах, было решено продолжить работу над но­вым Уложением (сводом законов). Издали подробное описание закона о наследовании недвижимого иму­щества. Развивали систему просве­щения: существовавшие при Петре цифирные светские школы объеди­нили с семинариями при архиерей­ских домах и подчинили Синоду. Од­новременно создавались солдатские и гарнизонные школы.

Предприняло правительство и первые самостоятельные шаги. В конце 1725 г. назрел серьёзный конфликт между сенатом и Меншиковым. Родовитых вельмож оскорб­ляло невероятное, огромное влия­ние, которое приобрёл при дворе Екатерины этот любимец Петра. Вновь поползли слухи о том, что недовольные сановники хотят воз­вести на престол внука Петра I. Повторилась ситуация начала года, угрожавшая императрице с семей­ством и их окружению достаточно серьёзной опасностью.

Снять напряжение удалось бла­годаря учреждению в начале 1726 г. нового органа государственного уп­равления — Верховного тайного со­вета. Его создание явилось заключе­нием своеобразного компромисса между родовитой знатью и новыми людьми, выдвинувшимися при Пет­ре I. Они на равных участвовали в работе Совета. Председательствовать в нём должна была императрица. Ни одно решение не утверждалось без

56

 

 

 

Императрица Екатерина I на торжестве по поводу спуска нового корабля.

общего ведома и обсуждения. Перво­начально в Верховный тайный совет входили шесть человек: светлейший князь Александр Меншиков, граф Фёдор Апраксин, граф Гавриил Го­ловкин, граф Пётр Толстой, князь Дмитрий Голицын, барон Андрей Остерман. Впоследствии состав Со­вета расширился. Ему были подчине­ны сенат и коллегии.

Однако вскоре всё вернулось на круги своя. Меншиков фактически возглавил Тайный совет, сначала от­стояв себе право лично докладывать императрице о делах Военной кол­легии, которой руководил, а затем о всех делах, рассматриваемых в Совете. В дни работы «верховников» аудиенция у императрицы давалась светлейшему дважды: до начала засе­дания и после него. Сначала Меншиков советовался с государыней о том, какие вопросы решать и каким обра­зом, а потом давал ей отчёт о том, как прошло совещание.

Нельзя сказать, что Александр Данилович намеренно изолировал императрицу от работы в Верховном тайном совете. Без сомнения, свет­лейшему было очень удобно, что Екатерина на всё смотрит его, Меншикова, глазами. Но в то же время — разве смог бы он воспрепятствовать

императрице, если бы она высказа­ла желание председательствовать на заседаниях верховников? Видимо, и Екатерине было так удобно. Оказа­лось, что государственными делами ей заниматься совсем неинтересно. Как писал об этой государыне исто­рик С. М. Соловьёв, «знаменитая ли­вонская пленница принадлежала к числу тех людей, которые кажутся способными к правлению, пока не принимают правления. При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого че­ловека, которого она была спутни­цей... Но у неё не было ни должного внимания к делам, особенно внут­ренним, и их подробностям, ни спо­собности почина и направления».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org