Кремнёвые пистолеты и принадлежности к ним. Подарены Наполеоном императору Александру I в Тильзите в 1807 251 Исаакиевский собор. Архитектор А. Монферран. 1818—1858 гг. Зарождающееся свободомыслие
не обязательно должно было уйти в тайные общества. Император заявил о скором
уничтожении крепостничества, содействовал утверждению конституции во Франции,
утвердил основные законы в Финляндии, присоединённой к России в результате
русско-шведской войны 1808—1809 гг., даровал конституцию Польше. Всё это
пробуждало в обществе самые серьёзные надежды на скорые перемены и в самой
России... Но время шло, а долгожданных реформ так и не было. В либеральных планов, хотя
сомнения в их реальности у него не исчезли. «Некем взять», — таков был ответ
царя графу М. С. Воронцову на предложение последнего немедленно приступить к
упразднению крепостничества в России в Не заметил он их, не позвал,
тем и оттолкнул, направил на путь заговора, восторженных почитателей превратил
в яростных ненавистников своих. Да и как им было верить в сохраняющиеся добрые
намерения царя, когда он столь многое доверил жестокому Аракчееву? Кто же знал,
что при нём работали люди над проектом упразднения крепостничества? А вот
кнутобойство самого графа Алексея Андреевича ведомо всем. «Аракчеевщина» — так
и вошло в историю последнее десятилетие царствования Александра I. Приходит 1820 год... По Европе
прокатился мятежный гул: революции в Португалии, Испании, Италии, восстание
греков против турецкого ига... В самой России неожиданно взбунтовался
Семёновский полк, солдаты которого были доведены до отчаяния бесчеловечной
палочной дисциплиной, насаждаемой командиром полка Шварцем. Из происходящих в Европе и
России событий Александр сделал однозначный вывод: либеральные преобразования
несвоевременны, их вновь необходимо отложить. Члены тайных обществ истолковывали
те же события иначе: вот пример для будущего революционного действия!
Возбудить мятеж в гвардии, армии — как в Семёновском 252 полку! — и силой принудить
монарха ввести конституцию — как в Испании! А лучше, полагали иные, поступить
по французскому образцу — государя свергнуть и... Уже начались жутковатые
споры: убить только царя или истребить всех Романовых? Среди основоположников
свободомыслия в России, чистых в своих идеалах, появились люди, готовые на всё
— даже пролить кровь безвинных. Русская революция изначально была двулика:
возвышенность намерений соседствовала в ней с самыми низменными средствами их
осуществления. |