Предыдущая Следующая

Ещё до Бородинского сраже­ния к генералу Багратиону обратил­ся его адъютант, подполковник Ахтырского гусарского полка Денис Васильевич Давыдов (1784—1839) и предложил выделить ему неболь­шой кавалерийский отряд для пар­тизанских действий в тылу врага. Храбрый офицер-гусар Денис Да­выдов был талантливым поэтом, пользовался большим авторитетом и любовью в армии, его уважал и ценил сам Багратион.

Давыдов заметил, что Смолен­ская дорога, по которой шли напо­леоновские войска от западных гра­ниц России к Москве, охраняется лишь несколькими гарнизонами в городах и всякое движение по ней неприятеля представляет собой удобную мишень для летучего пар­тизанского отряда.

Багратион немедленно доло­жил об этом Кутузову, и тот выделил отряд из 50 гусар и 80 казаков для действий в тылу Наполеона.

Отряд Дениса Давыдова начал активные боевые операции между городами Смоленском и Гжатском. Он нападал на обозы, следующие из Франции в расположение Великой армии, перехватывал курьеров с важными сообщениями для Наполе­она, уничтожал шайки мародёров, грабившие подмосковные деревни.

Однажды партизанам Давыдова удалось разгромить два крупных от­ряда фуражиров (специальные час­ти, занимавшиеся поиском продо­вольствия в деревнях) и взять в плен более 150 человек... После этого Ку­тузов стал регулярно отправлять из Тарутинского лагеря летучие парти­занские отряды в тыл неприятель­ской армии. Партизанские отряды неожиданно нападали на противни­ка, а затем стремительно исчезали. Действуя таким образом, они нано­сили большой урон французам, а сами несли незначительные потери. Кроме того, им помогало местное население — крестьяне.

Партизанский отряд капитана Сеславина из 250 казаков и гусар с помощью крестьян, хорошо знав­ших местность, по глухим лесным тропам пробрался к Старой Калуж­ской дороге и у села Бекасова стре-

Мемориальная доска на доме

Дениса Давыдова в Москве.

Дом Дениса Давыдова в Москве.

289

 

мительно атаковал крупный не­приятельский обоз. При этом Сеславин пропустил два батальона пе­хоты и основную часть кавалерии, прикрывавшие обоз, и лишь затем ринулся в бой. В результате жаркой схватки французы потеряли почти весь обоз, 300 солдат, несколько офицеров и одного генерала. Как только подоспели основные силы неприятеля во главе с генералом Орнано, партизаны моментально скрылись в лесу. Потери отряда Сеславина составили 40 человек убитыми и ранеными.

Между Вереёй и Гжатском дей­ствовал крупный партизанский от­ряд генерала Дорохова. Он истреб­лял разрозненные шайки мародёров и нападал на целые полки. А однаж­ды генерал решился на штурм го­рода Вереи, в котором находился сильный французский гарнизон. Партизанам помогли местные жите­ли. Ночью они открыли городские

ворота, и в темноте партизаны унич­тожили почти всех французов. По­теря Вереи затруднила Наполеону сообщение с корпусами Шварценберга, Удино и Макдональда, ко­торые вели тяжёлые бои на западе страны.

На всю Россию прославился храбрый и находчивый командир партизанского отряда капитан Фиг­нер, действовавший в непосредст­венной близости от Москвы. Это был прекрасно образованный человек. Он владел несколькими языками: французским, немецким, итальян­ским и польским. Пользуясь этим, Фигнер выдавал себя за иностранца, пробирался в Москву, нанимался ла­кеем к французским офицерам и выведывал военные секреты. По но­чам же он со своим отрядом уничто­жал разрозненные шайки мародё­ров, хозяйничавших в окрестностях Москвы. Несколько раз Фигнер пы­тался даже организовать убийство Наполеона, но этот замысел не удал­ся, так как французского императо­ра прекрасно охраняли.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org