Предыдущая Следующая

Одновременно с третьей ата­кой на флеши перешёл в наступле­ние на Старой Смоленской дороге

«РЕДУТ СМЕРТИ»

Ещё в начале Бородинского сражения французы прозвали Курганную высоту «редутом смерти». Дважды атаковав её, они понесли большие потери и не добились никакого продвижения вперёд. Генерал Монбрен, командир кавалерийского корпуса, был убит при штурме. Бата­рея Раевского, по выражению одного из французов, участника Боро­динского сражения, продолжала обстреливать центр наполеоновской армии «адским огнём».

Тогда Наполеон вызвал к себе своего любимца — генерала Коленкура, дал ему под команду корпус Монбрена и приказал во что бы то ни стало овладеть Курганной высотой. «Я буду там живым или мёрт­вым», — поклялся Коленкур.

К этому времени 7-й корпус русских войск генерала Раевского, оборонявший высоту, практически перестал существовать. «Редут смер­ти» защищала теперь одна пехотная дивизия под началом генерала Ли­хачёва. А неприятель сосредоточил против него огромные силы. По фрон­ту Курганную высоту атаковали неисчислимые массы французской пехоты под командованием Богарне и маршала Нея. Корпус Коленкура незамет­но обошёл батарею Раевского с фланга и молниеносно атаковал.

Защитники батареи не смогли отразить этот неожиданный удар, так как одновременно с фронта наступала пехота.

Героически дрались и погибали у орудий русские артиллери­сты. Почти полностью была уничтожена 24-я пехотная дивизия гене­рала Лихачёва. Коленкур сдержал своё слово. Он взял Курганную высоту и погиб на ней. В этой атаке полегло столько кирасир, кавале­ристов с тяжёлым вооружением, что «редут смерти» стали называть ещё и «могилой французской кавалерии».

281

 

 

 

корпус Понятовского, перед кото­рым была поставлена задача преодо­леть сопротивление русских близ Утицкого кургана и ударить в тыл Кутузову. Быстрым натиском Понятовский сумел захватить Утицкий курган. В бою был смертельно ранен командир русского корпуса генерал Николай Тучков. Тогда же у Багратионовых флешей погиб его брат ге­нерал Александр Тучков. Кутузов был вынужден перебросить с правого фланга на Старую Смоленскую до­рогу корпус генерала Багговута, ко­торый остановил дальнейшее про­движение Понятовского и сорвал попытку окружения русской армии. В это время корпус Богарне, поддерживаемый кавалерией, по­вёл повторную атаку на батарею Раевского. Артиллерийским огнём французы нанесли большой урон защитникам Курганной высоты. Не­приятель шёл на штурм с трёх сто­рон. Бригада генерала Бонами во­рвалась на высоту. Над батареей взвилось французское знамя. Поло­жение стало критическим. Закрепись здесь французы — и русская армия была бы разрезана надвое, что неми­нуемо привело бы к её разгрому. Это поняли стоявшие в резерве генералы Ермолов и Кутайсов. Они бросились со своими солдатами на спасение Курганной высоты. Завязалась жаркая схватка. Был убит генерал Кутайсов, и даже тела его не смогли найти; осколком картечи в шею был ранен генерал Ермолов. Ценой ог­ромных жертв французы были выби­ты с батареи Раевского. Французский генерал Бонами попал в плен.

Близился полдень. Продолжа­лись упорные атаки французов на флеши. Уже семь атак было отбито. Безуспешно окончились и попытки обойти флеши с флангов. Наполео­новские войска несли огромные по­тери. Наконец Наполеон сосредото­чил на этом участке 45 тыс. солдат и 400 орудий (в два раза больше, чем было у Багратиона) и послал их в восьмую атаку. Багратион решил быстрой кавалерийской контрата­кой сорвать планы противника. Не­ожиданно он был тяжело ранен в ногу осколком ядра... Потеряв ко­мандира, защитники флешей на­чали отступать. Заменивший Баг­ратиона генерал Пётр Петрович Коновницын (1764—1822) с трудом собрал разрозненные части 2-й ар­мии и построил их за деревней Се­мёновское.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org