|
Предыдущая Следующая
НАШЕСТВИЯ
ТАМЕРЛАНА И ЕДИГЕЯ
В 1395 г. хан Тохтамыш потерпел
сокрушительное поражение от знаменитого среднеазиатского завоевателя Тимура
(Тамерлана). Новый хозяин степей внезапно двинул свои полчища на Русь. Люди в
страхе стекались к Москве, под защиту её белокаменных стен. Сын Донского му-
264
Икона Владимирской
Богоматери, привезённая в Москву, когда над русскими землями нависла угроза
вторжения Тамерлана.
жественно выступил навстречу
неведомому и страшному врагу. Князь расположился с войском в Коломне и решил
дать бой Тимуру на переправе через Оку.
Большую роль в воодушевлении
воинов и народа вновь, как и в 1380
г., сыграла православная церковь. По распоряжению
митрополита Киприана из Владимира в Москву была торжественно перенесена
чудотворная икона Владимирской Божьей Матери, написанная, по преданию, самим
евангелистом Лукой. 26 августа 1395
г. вся Москва вышла встречать знаменитую святыню —
главную икону Владимиро-Суздальской Руси. Случилось так, что именно в этот день
Тимур остановил своё нашествие и ушёл обратно в степи. Разумеется, молва
приписала спасение Москвы и всей Руси вмешательству самой Божьей Матери. На
месте, где москвичи встретили икону, был основан монастырь, а сам этот день
стал отмечаться церковью как праздник.
В конце XIV в.
азиатские орды грозной тучей нависали над всей Восточной Европой. Турки-османы
захватили Болгарию и Сербию и уже стягивали кольцо вокруг Константинополя. В 1399 г. тесть Василия I великий
князь литовский Витовт в битве на реке Ворскле потерпел сокрушительное
поражение от правителя Золотой Орды Едигея. Несколько лет спустя Едигей решил
укрепить ослабевшую власть Орды над Русью. Осенью 1408 г. он внезапно вторгся
в русские земли и, уничтожая всё на своём пути, устремился к Москве.
Застигнутый врасплох, великий князь Василий Дмитриевич спешно уехал с семьёй в
Кострому — собирать войска. Оборону Москвы он поручил мужественному и опытному
князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Вместе с ним в столице сидели в осаде
и родные братья Василия — Андрей и Пётр Дмитриевичи. Повсюду царила паника. «И
смятеся град ужасным смятением. И людие начаша зело (сильно. — Здесь и далее прим. ред.) бежати, небрегуще ни о имении, ни
о ином ни о чём же. И начаша злая бывати в человецех, и хищници грабяче
явишася», — рассказывает «Сказание о нашествии Едигея». Снова, как и в первые
годы монголо-татарского ига, людей охватил непреодолимый, парализующий страх
перед чужеземцами. «Да ещё явится где един татарин, то мнози наши не смеяхуть
(не смеют) противитися ему; аще ли два или три, то мнози руси жёны и дети
мечуще (бросая), на бег обращахуся».
Василий I и Софья Витовтовна.
265
Нашествие Едигея стало
убедительным доказательством того, что монголо-татарское иго над Русью
по-прежнему оставалось суровой действительностью. И потому московский князь
должен был, как и прежде, совершать унизительные поездки на поклон к правителю
Орды. В 1411 г.
Василий отправился в степи, чтобы засвидетельствовать своё почтение новому хану
Джелал-ад-дину, сыну Тохтамыша. Туда же устремились и другие русские князья.
Однако вскоре новая вспышка междоусобий в Орде смела и этого хана. Могущество
степной державы медленно, но неотвратимо приходило в упадок. До самой своей
кончины в феврале 1425 г.
князь Василий Дмитриевич больше в Орду не ездил. Предыдущая Следующая
|
|