Предыдущая Следующая

Удачливый в государственных делах, Василий I был, однако, несчастлив в семейной жизни. В 1417 г. он потерял любимого сына Ивана, наслед­ника престола. Всего же из пяти сыновей, которых родила ему княгиня Софья, к моменту кончины Василия в живых оставался только один — деся­тилетний Василий Васильевич. Над его судьбой дамокловым мечом нависала одна фраза из заве­щания Дмитрия Донского. Когда Донской состав­лял это завещание, его старший сын и наследник Василий Дмитриевич ещё не был женат. И потому князь распорядился в случае его смерти передать великое княжение другому брату — Юрию.

БРАТЬЯ ВАСИЛИЯ I

При жизни Василия Дмитриевича Юрий со­хранял спокойствие, выполнял все поручения старшего брата и терпеливо ждал своего часа. Это был мужественный и благочестивый человек. Его крёстным отцом был сам Сергий Радонежский, а духовным наставником — ученик Сергия старец Савва. В столице своего удела, подмосковном го­роде Звенигороде, Юрий выстроил прекрасные ка­менные храмы во имя Божьей Матери. В 1422— 1423 гг. на средства Юрия был построен каменный собор Святой Троицы над гробом преподобного Сергия Радонежского. Ещё один знаменитый ста­рец, ученик Сергия Кирилл Белозерский, состоял с князем Юрием в переписке. Известно, что князь намеревался посетить подвижника в его далёкой лесной обители.

Однако благочестие Юрия Звенигородского сочеталось с большим честолюбием. Он хотел стать великим князем после смерти Василия. Возможно, Юрий и вправду гораздо лучше подходил для этой роли, чем его десятилетний племянник. Как бы там ни было, притязания Юрия стали причиной длительной войны между князьями московского дома, продолжавшейся с 1425 по 1453 г. (см. ст. «Русь на грани распада»). Сам Юрий умер 5 июня 1434 г. в Москве, на великом княжении, и был похоронен возле могил своих предков в Архангель­ском соборе Кремля.

Тамерлан у границ Руси. 1395 г.

 266

 

 

 

Младшие братья Юрия Звенигородского Ан­дрей, Пётр и Константин сочувственно относились к притязаниям Юрия. Однако первые двое были благоразумны и предпочитали не вмешиваться в дела старших братьев. Иначе вёл себя самый младший, Константин. Он ро­дился за несколько дней до кон­чины отца, который даже не успел наделить его собственным уделом. Неохотно и лишь под нажимом матери старшие братья подели­лись с Константином кое-какими землями. Он всю жизнь чувство­вал себя лишним и обделённым судьбой. И потому в нём жило обострённое понимание собствен­ного достоинства, ненависть к несправедливости.

Юрий Звенигородский, кажет­ся, лучше других братьев отно­сился к Константину, и тот платил ему взаимностью. В 1419 г. Конс­тантин отказался подчиниться во­ле великого князя Василия Дми­триевича и признать наследником московского престола Василия Ва­сильевича. За это великий князь отобрал его владения и арестовал его бояр. Оскорблённый Кон­стантин уехал в Новгород. Позд­нее он вернулся в Москву, примирился с братом и получил в удел Ржев и Углич. Не желая

участвовать в московских династиче­ских распрях, Константин принял постриг в Симоновом монастыре в Москве под именем Кассиан. Здесь он и был похоронен в 1433 г.

Князь Пётр Дмитриевич, вла­девший небольшим уделом, цент­ром которого был подмосковный город Дмитров, умер, не оставив наследников, в 1428 г. Другой брат, Андрей, скончался в 1432 г. Его сыновья Иван и Михаил в полной мере испытали на себе новые порядки и новые нравы. Первый вынужден был в 1454 г. вместе с семьёй бежать в Литву; второй жил в Москве, под ста­рость терпел унижения и упрёки от своего двоюродного племянни­ка — «государя всея Руси» Ива­на III. «Державный» заставил старика завещать ему все свои владения.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org