Предыдущая Следующая

Судьба почти всех удельных князей московского дома в XVXVI вв. складывалась трагично. Сыновья Дмитрия Донского были последним поколением, которое умело решать свои споры мирным путём. С их уходом наступило время кровавых драм, сопровождавших становле­ние московского самодержавия.

Монеты русских княжеств конца XIV в.—XV в.

РУСЬ НА ГРАНИ РАСПАДА .

ВНУТРЕННЯЯ ВОЙНА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XV ВЕКА

Одним из самых драматических событий в истории средневековой Руси считается война между представителями московского княже­ского дома, продолжавшаяся с 1425 по 1453 г. Объединение русских земель вокруг Москвы в первой четверти XV в. вступило в такую стадию, когда под угрозой оказались не только интересы политических соперников Москвы — Твери, Нижнего Новгорода, Рязани. Определённые круги московской аристократии (в первую очередь млад­шее поколение правящей династии) должны были поступиться властью в пользу великого князя.

Причины войны коренились в характерном для времён политической раздробленности делении крупных княжеств на более мелкие (удельные). Система уделов в Московском княжестве возникла в первой половине XIV в. как особая, наиболее

удобная тогда форма управления землями, нахо­дившимися под властью потомков первого москов­ского князя Даниила Александровича (1276— 1303 гг.). Первым уделом стало Серпуховское княжество, где правили потомки Андрея, млад­шего сына Ивана Калиты. К великому несчастью, жизни почти всех серпуховских князей унесла эпидемия чумы, разразившаяся в 1426—1427 гг.

ЮРИЙ ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ПРОТИВ ВАСИЛИЯ II

По завещанию великого кня­зя Дмитрия Ивановича Донского было создано несколько но­вых уделов. Старший сын, Василий I, занял вели­кокняжеский престол. Второй, Юрий, получил в удел подмосковный Звенигород и Галич в Костром­ской земле; третий сын, Андрей, стал хозяином в

267

 

 

Можайске и Верее; четвёртый, Пётр, унаследовал Дмитров и Углич. Среди этих уделов наиболее значительным по размеру и количеству жителей был удел Юрия Звенигородского. Туда входили богатые солью и пушным зверем земли костромского Заволжья. Во время правления Василия I (1389—1425 гг.) Юрий ни на что, казалось бы, не претендовал. Выполняя распоряжения великого князя, он не раз командо­вал московскими полками и одерживал победы на восточных и западных рубежах княжества. Юрий имел все основания надеяться, что после смерти старшего брата московский великокняжеский пре­стол перейдёт к нему. Об этом прямо было сказано в завещании Дмитрия Донского. В то время, когда составлялось завещание, Василий I ещё не был женат, и потому в случае его смерти Юрий ста­новился единственным законным наследником.

Однако обстоятельства изменились, и, умирая, Василий I завещал московский престол не Юрию, а своему десятилетнему сыну Василию. Юного наследника поддержали московские бояре и глава церкви митрополит Фотий. Но звенигородский князь не смирился с крушением честолюбивых надежд. Он отказался признать Василия II вели­ким князем, перебрался в свои костромские владения и начал собирать войска. Для борьбы с Юрием из Москвы была отправле­на большая рать. И лишь благо­даря посредничеству митрополита Фотия между дядей и племян­ником было заключено временное перемирие. Вопрос передали на рассмотрение Золотой Орды. Хан должен был решить, кому из князей по праву принадлежит московский престол.

Приняв решение, ни одна из сторон не торопилась его выпол­нять. До 1431 г. Юрий отсижи­вался в своих удельных вла­дениях. После смерти великого князя литовского Витовта (1430) и митрополита Фотия (1431) — авторитетных политических фигур, державших сторону Василия II в его споре с звенигородским князем, — Юрий перешёл к более решительным действиям. Он разорвал за­ключённый в 1428 г. мир с Василием II и потребовал ханского суда.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org