Предыдущая Следующая

В то время когда Московское княжество раздирала междоусобная смута, различные ордын­ские «царевичи» (так называли летописи младших родственников «царя» — ордынского хана) безнаказанно нападали на Русь, захватывали и разоряли целые области на её южных и восточных границах. В 1437 г. близ города Белёва войско свергнутого с престола хана Улуг-Мухаммеда разгромило по­сланную против него многочисленную московскую рать. Летом 1439 г. ордынцы подошли к самой Москве и десять дней держали город в осаде. Борьба с разбойничавшими повсюду отрядами продолжалась и в последующие годы. 7 июля 1445 г. под Суздалем московские ратники сошлись в неравном бою с татарами. Сражение было проиграно, многие воеводы погибли, а возглав­лявший войско великий князь Василий II к своему позору попал в плен.

Ордынцы увели незадачливого князя в свои кочевья. В октябре 1445 г. он, обещая огромный выкуп, уговорил их отпустить его, в придачу посулив отдать «в кормление» некоторые русские города. В Москву он явился в сопровождении ордынских вельмож, ожидавших вознаграждения.

Позорное пленение Василия II, а главное — произвол и поборы прибывших с ним ордынцев, вызвало всеобщее возмущение. Чувствуя благо­приятную обстановку, Дмитрий Шемяка пред­принял ещё одну попытку захватить великокняже­ский престол. Начался третий, самый драматиче­ский этап феодальной войны.

Воспользовавшись беспечностью Василия II и его воевод, Дмитрий Шемяка и его союзник,

 

Юрий Звенигородский въезжает в Москву.

270

 

 

 

удельный князь Иван Андреевич Можайский, в феврале 1446 г. внезапным ночным набегом захватили Москву. Великий князь находился в то время на богомолье в Троице-Сергиевом монас­тыре. Там его схватили мятежники и привезли в Москву, где в отместку за брата Шемяки — Василия Юрьевича — ослепили.

Захват великокняжеского престола Дмитрием Шемякой поставил под угрозу не только историчес­ки сложившуюся систему мос­ковской боярской иерархии, но и весь строй отношений между Москвой и другими феодаль­ными центрами. В столице гра­били и заточали в темницы преданных Василию II бояр и служилых людей. Возродилось давно ликвидированное Васили­ем I Суздальско-Нижегородское княжество. Тверь стала искать союза с Новгородом.

Ослеплённый Василий II (пос­ле страшной кары он получил прозвище «Тёмный») с матерью, женой и малолетними детьми был сослан в Углич. В сентябре 1446 г. Дмитрий Шемяка проя­вил милость и выделил бывшему великому князю небольшой удел — Вологду. Перед отъездом Василий Тёмный принародно по­клялся впредь никогда не предъ­являть права на московский престол. И по обычаю той эпохи он поцеловал крест в знак неру­шимости своей клятвы.

Однако вскоре стало очевидно, что правление Дмитрия Шемяки не в состоянии укрепить сильно расшатанный усобицами и татарскими набегами государственный порядок. Быстро растратив ве­ликокняжескую казну, Шемяка стал чеканить серебряную монету пониженного веса, чем, естес­твенно, вызвал недовольство посадского люда. Как никогда прежде расцвели взяточничество, произвол и беззаконие. В этих условиях боярство, удельные князья и верхушка церкви поспешили сплотиться вокруг Василия II. В Вологду стали стягиваться все

недовольные.

Трифон, игумен Кирилло-Белозерского монас­тыря, находившегося к северу от Вологды, освободил князя Василия от клятвы верности Шемяке, приняв на себя и своих монахов великокняжеский «грех» — на­рушение «крестоцелования». После этого Василий II отправил­ся в Тверь. Заключил союз с тверским князем Борисом Алек­сандровичем и с новыми своими сторонниками двинулся дальше, на Москву. В феврале 1447 г. Василий Тёмный вступил в сто­лицу. Дмитрий Шемяка от реша­ющего сражения уклонился и с небольшим отрядом ушёл в ко­стромское Заволжье.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org