Предыдущая Следующая

Великие князья опирались во всех своих действиях на класс «служилых людей», т. е. людей, служивших в великокняжеском войске или в администрации великого князя и полу­чавших за это земельные наделы, а иногда — помимо земли ещё и денежные оклады. Класс служилых людей делился на две неравные части: мелких и средних землевладельцев, в большинстве своём зависевших во всём от воли великого князя, а также крупных землевладельцев, знатнейших людей, в экономическом смысле вполне са­мостоятельных по отношению к московскому государю. Первые никогда не имели доступа к власти и не владели в этой области ни малейшим опытом. Вторые от века занимали ключевые посты в сферах гражданского и военного управления, в том числе и в основном органе государственной

310

 

 

 

власти — Боярской думе, обладали всеми не­обходимыми навыками для этого, но к реформам отнюдь не имели склонности.

В состав русской аристократии входили бывшие полудержавные властители удельных княжеств, в ходе объединения страны постепенно утрачи­вавшие, но ещё не утратившие вконец прав на неограниченное управление своими огромными наследственными владениями. В аристократиче­ское сословие входило также старомосковское боярство, которое претендовало на традиционно высокую степень власти и влияния на все области внешней и внутренней политики при особе вели­кого князя.

Князья и бояре, а с ними вся верхушка ари­стократии служили великому князю московскому, отыскивая для себя большей чести и большего богатства при дворе одного из сильнейших госуда­рей Европы, но считали себя людьми свободными. Согласно древнему обычаю, они были вправе «отъехать» в случае недовольства этой службой к иному государю, например к великому князю литовскому. По меткому замечанию выдающегося русского историка В.О. Ключевского, «политиче­ские обстоятельства, с одной стороны, поставили московского князя на высоту национального государя с широкой властью, с другой — навязали ему правительственный класс с широкими полити­ческими претензиями и стеснительной для верхов­ной власти сословной организацией».

Аристократические группировки, управлявшие страной в 30—40-е гг. XVI в., оказались вполне способными организовать отпор внешнему непри­ятелю (война с Польшей и Литвой 1534—1537 гг.), а также поддержать целостность огромной держа­вы. Но вся их «реформаторская» деятельность ограничилась реорганизацией русской денежной системы, просуществовавшей в новом виде до конца столетия, да ещё уничтожением некоторых крупных уделов.

ВРЕМЯ РЕФОРМ. «ИЗБРАННАЯ РАДА»

В 1545—1547 гг. было осуществлено несколь­ко мероприятий, при­званных подчеркнуть переход всей полноты власти к юному государю: Иван Васильевич начал ходить в военные походы, женился на Анастасии Романов­не Захарьиной, 16 января 1547 г. принял титул «царя» (впервые в российской истории — ранее государи московские именовались только «вели­кими князьями»). Но это не означало того, что Иван IV неожиданно овладел всеми умениями, необходимыми для управления огромной страной. Пока за его спиной Московским государством пра­вили Глинские и митрополит Московский Макарий — один из образованнейших людей России. Глава русской церкви, отлично разбиравшийся в тонкостях и хитросплетениях светской политики, стремился воспитать из Ивана IV государя, кото­рый не мог бы нанести ущерба интересам церкви. При жизни этого святителя царь действительно не вступал в конфликт с духовными властями.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА ЕЛЕНЫ ГЛИНСКОЙ

В 1535—1538 гг., во времена правления Елены Глинской, была проведена реформа русской денежной системы. Из обращения были изъяты все низкопробные, обрезанные монеты, а также монеты старой чеканки. По всей стране были введены новые монеты: копейка («копейная деньга», «новгородка»), весившая 0,68 г серебра; деньга («мечевая деньга", «московка»), весившая вдвое меньше, 0,34 г серебра, и составлявшая половину копейки; и, кроме того, полушка, весившая всего 0,17 г серебра (1/4 копейки). Копейки получили своё название по изображённому на них всаднику с копьём в руке. Их чеканили на Новгородском и Псковском монетных дворах. На деньге изображался всадник с саблей (мечом). Деньги чеканили в Москве и Твери. Полушки же чеканились очень редко и имели изображение птицы. Рубль в ту пору был только единицей для счёта, в которую входило 100 копеек или 200 денег. В XVI — первой половине XVII вв. рубль как монета не существовал, и это понятно: пришлось бы отчеканить огромную монету весом в 68 г серебра. Первый настоящий металличе­ский рубль был выпущен в царствование Алексея Михайловича, через 120 лет после реформы времён Елены Глинской.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org