Предыдущая Следующая

На другой день его привели в судную палату, где присутствовал царь, и объявили «тяжкие вины»: колдовство, подстрекательство к измене бояр и т. п. В ответ Филипп только просил царя сжалиться над Россией и не терзать своих подданных. Но Иван IV ни словом не удостоил его и передал в руки опричников. Дней восемь бывший митрополит, закованный в железа, сидел в темнице, а затем был перевезён в старый Николь­ский монастырь на берегу Москва-реки. Но жестокий царь не остановился на этом и про­должал истреблять род Колычевых. Однажды он прислал Филиппу отсечённую голову его родствен­ника со словами: «Вот твой любимый сродник, не помогли ему твои чары!» Филиппа возили из одного монастыря в другой, и, наконец, он был сослан в Тверской Отроч монастырь. В Кремле в это время водворился новый, более покладистый, безмолвный митрополит — бывший архимандрит Троице-Сергиева монастыря Кирилл.

Освободившись от строгого и непреклонного архипастыря, Иван IV предпринял карательную экспедицию против Новгорода. Все города, лежав­шие на его пути, были опустошены один за другим. Вскоре бесчинствующая толпа царских прислуж­ников оказалась под Тверью. Здесь Иван Грозный и вспомнил об опальном митрополите. Под предлогом получения благословения царь отпра­вил к Филиппу самого жестокого из опричников — Малюту Скуратова. 23 декабря 1569 г. посланец царя проник в келью к святителю. Мученик предвидел свой конец. После того как Малюта передал ему послание царя, старец ответил, что благословляет только добрых и на доброе. Догады­ваясь о цели прихода царского посланца, он промолвил: «Я давно ожидаю смерти: да исполнит­ся воля государева! Друг мой, исполни то дело, за которым ты пришёл». После чего он обратился с последней молитвой к Богу. В это время Скуратов задушил его и, желая скрыть убийство, объявил игумену и братии, что Филипп умер от «несносного жара». Монахи вырыли могилу за алтарём и в присутствии убийцы погребли тело. Но Иван IV на этом не успокоился и, охваченный мнимым раскаянием, изгнал настоятеля монастыря. Вместе с монахами, которые, как и игумен, были свидетелями преступления, его перевели в другой монастырь. Более того, некоторые из священ­нослужителей, клеветавших на митрополита, пре­терпели гонения.

Но прошло время, и потомки рассудили иначе.

После смерти Ивана Грозного Иаков — насто­ятель Соловецкого монастыря — обратился к царю Фёдору с просьбой похоронить бывшего митро­полита Филиппа в том месте, которое он сам для себя избрал: в монастырской церкви Зосимы и Савватия. Просьба была исполнена. В 1652 г., при царе  Алексее   Михайловиче,   мощи   были   пере-

326

 

 

 

несены в Москву, в Успенский собор Кремля. С того времени в церквах начали прославлять память Святого Филиппа. Царь сделал всё, чтобы пе­ренесение мощей совершалось в торжественной обстановке. Он хотел, чтобы страшное деяние Ивана IV изгладилось из памяти народа.

До наших дней Русская Православ­ная церковь прославляет память Свя­того Филиппа. Память народная всег­да воспринимала его как столп православия, пастыря, положившего душу за своих при­хожан — всю Россию.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА ПРИ ИВАНЕ IV

Российская внешняя политика при Иване IV — это капля дипломатии в океане войн. В годы правления именно этого государя окон­чательно сложилось первое русское «министерство иностранных дел» — Посольский приказ (хотя и раньше имелась посольская служба); Россия приняла и отправила в другие страны в период его царствования великое множество посольств, но дела большой политики чаще всего решались не искусством дипломатов, а тактикой и стратегией на поле боя.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org