Предыдущая Следующая

Портрет Лжедмитрия I.

воеводой. Новому государю Василию Шуйскому пришлось вести против очередного самозванца тяжёлую войну. Опасаясь, что на помощь «тушинцам» может прислать подкрепление Сигизмунд III, Василий Шуйский, не желая обострять с ним отношений, решил отпустить на родину ярослав­ских узников. В середине лета 1608 г. Марина Мнишек вместе с отцом была перевезена в Москву. Её заставили отречься от русского престола, Юрий Мнишек дал слово никогда не называть себя тестем московского царя. После этого отец и дочь под конвоем были отправлены в Польшу.

Однако недалеко от границы, у деревни Любеницы, пленники были отбиты у конвоя польским отрядом, посланным тушинским самозванцем на перехват царицы. Их повезли в Тушино. Марина не сопротивлялась: она не видела убитым своего супруга и надеялась на очередное чудо. Но в Тушине её встретил совсем не тот, кого она ожидала увидеть. По свидетельству одного из участников событий, этот Дмитрий «был мужик грубый, обычаев гадких, в разговорах сквернословный», по манерам являлся полной противополож­ностью своему предшественнику. Возмущённого сандомирского воеводу Лжедмитрию II удалось умаслить, посулив изрядную сумму денег, и он уехал в Польшу. Марина же поначалу наотрез отказалась иметь дело с «Тушинским вором». Но, поразмыслив, она поняла, что судьба даёт ей ещё один шанс занять московский престол, а потому не мешала больше этому человеку утверждать, будто она признала в нём своего мужа.

383

 

 

 

Портрет Марины Мнишек.

Слух о том, что сама Марина Мнишек узнала в тушинском Дмитрии своего супруга, укрепил положение самозванца. Он перешёл к активным боевым действиям. Но в сентябре 1609 г. в Россию вторглась армия короля Сигизмунда III и осадила Смоленск. В Тушинском лагере начались брожение и раздоры; он стал распадаться. И тогда, бросив Марину, самозванец ускакал с верными ему казаками в Калугу.

Участь брошенной жены вовсе не привлекала Марину, и она решилась на отчаянный шаг: морозной февральской ночью 1610 г., переодев­шись гусаром, Марина вместе со служанкой и несколькими казаками покинула Тушино, надеясь добраться до Калуги. Но то ли заметая следы побега, то ли перепутав дороги, она оказалась вместо Калуги в Дмитрове, осаждённом москов­ским войском. Оборону города держали польские отряды Яна Сапеги. Марина стала деятельно помогать осаждённым и даже, как гласит легенда, участвовала в боевых операциях. Впрочем, вскоре москвичи из-за плохого снабжения сняли осаду. К концу марта Марина, наконец, добралась до Калуги, на этот раз без особых происшествий.

Здесь она начала активно поддерживать само­званца и приняла участие в его новом походе на Москву. Однако лето ей пришлось из-за беремен­ности провести в селе Коломенском. А к осени, когда бояре сдали Москву передовым отрядам короля Сигизмунда, самозванец с Мариной вернул­ся в Калугу. В один из декабрьских дней, во время прогулки по окрестностям города, Лжедмитрий II

был убит своим приближённым Петром Урусовым. А спустя месяц у Марины родился сын — Иван Дмитриевич. Заботу об овдовевшей матери и её ребёнке взял на себя казачий атаман Иван Заруцкий, который с этого момента стал посто­янным спутником бывшей царицы.

Весной 1611 г. Марина Мнишек покинула Калугу вместе с казачьим войском Заруцкого, направлявшегося в подмосковный лагерь Первого земского ополчения для борьбы против польских захватчиков. Здесь, в военном лагере, в июле 1611 г. и проявились последствия её добрачной коронации: с помощью Заруцкого сын Марины был объявлен наследником русского престола. Ведь кем бы ни был отец этого мальчика, его мать считала себя законной царицей и не признавала отречения, вырванного у неё силой. «Кого Бог раз осиял блеском царского величия, тот не потеряет этого блеска оттого, что его закрывает скоропре­ходящее облако», — гордо заявляла она.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org