Предыдущая Следующая

Служилых татар старались использовать про­тив западных соседей, опасаясь их сговора с соплеменниками во время боевых действий на восточных рубежах Московского государства. Сое­динения служилых татар играли важную роль в войсках государей московских: согласно известию новгородской летописи, в решающей битве между войсками Новгородской республики и Ивана III на реке Шелони именно засадный полк московских служилых татар нанёс новгородцам решающий удар. В 1563 г. движение 15-тысячного отряда татар по дороге из Полоцка к литовской столице Вильно заставило литовцев поторопиться с заклю­чением перемирия.

ИНОСТРАННЫЕ НАЁМНИКИ

В МОСКОВСКОМ

ВОЙСКЕ

Очень рано в русской ар­мии появились наёмные иностранные офицеры и солдаты, а также специа­листы разного рода и военные врачи. Ещё при

Иване III знаменитый болонский архитектор Ари­стотель Фиораванти, создатель Успенского собора в Кремле, ведал литьём русских пушек и вместе с московскими войсками участвовал в походе на Тверь. Итальянцы прижились в армии государей московских, их долгое время использовали в ка­честве военных инженеров («розмыслов»), особен­но при осаде крепостей.

От времён Василия III сохранилось известие о найме уже целого корпуса иностранных солдат: по словам иноземного посла, в 1526 г. «он (Васи­лий III. Прим. ред.) имел из литовцев и всякого сброда людей почти тысячу пятьсот пехотинцев». Пушечным литьём при Василии III занимались немцы и итальянцы, и немцы же служили пушкарями.

Московские стрельцы.

Иван IV отправлял своих агентов в Европу с целью найма военных специалистов. После того как московская армия в ходе Ливонской войны заняла Нарву, корабли из Дании, Англии и Германии стали ежегодно привозить стратегиче­ские товары (серу и селитру, свинец, ручное огнестрельное оружие — самопалы и пистоли), а также разного рода мастеров, искусных в военном деле. В 1569 г. Иван IV предлагал английской королеве Елизавете I заключить договор, согласно одной из статей которого было бы дано разрешение «поступать в службу великого князя всем тем мастерам и ремесленникам, которых он отыщет в её королевстве для лучшего устройства своего военного дела». Вполне понятно, что западный сосед Ивана IV, польский король Сигизмунд Ав­густ, был напуган результатами «нарвского плава­ния» и, не желая усиления русской армии, умолял Елизавету I запретить его.

При Иване IV на московской службе числилось 1200 иностранных солдат и офицеров, заведена была шотландская рота, которой командовал Джимми Лангетт, а также наёмная кавалерия, возглавляемая нидерландским дворянином Захариусом Глизенбергом. Наёмники были поселены в Немецкой слободе на Болвановке под Москвой.

401

 

 

 

ВОРОТНИКИ,

ЗАТИНЩИКИ, ПУШКАРИ

И СЛУЖИЛЫЕ КАЗАКИ

Служилыми людьми «по прибору» (т. е. существо­вавшими на государево денежное жалованье) назы­вали не только стрельцов. К ним причисляли воро'тников, затинщиков, пушкарей, служилых («городовых») казаков и других ратников.

Затинщики и воротники назначались, как правило, из посадских людей. Занятия мелкой торговлей и ремеслом они успешно совмещали с военной службой. Обязанностями воротников считалась оборона городских стен и ворот, а также сменное несение караула. Главным оружием затинщиков была тяжёлая «затинная пищаль» нечто среднее между небольшой пушкой и ружьём. Ходить с ней в походы было весьма затруднительно, однако при обороне крепостей именно затинные пищали представляли собой грозное оружие. Установленные «за тыном», т. е. за стеной (отсюда и название), они были неуязвимы для враже­ского огня.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org