Предыдущая Следующая

ВОССОЕДИНЕНИЕ ИЛИ ПРИСОЕДИНЕНИЕ?

Долгий, трудный, а временами кровавый процесс вхождения Украины в состав России не получил ещё точного, признанного всеми историками на­звания. Для обозначения его существует несколько терминов. Каждый из них вполне точно отражает какую-то одну сторону этого процесса, какую-то одну точку зрения учёных, но универсального на­звания нет. Чаще всего говорят о «воссоединении» Украины с Россией или о «присоединении» Украины к России.

«Воссоединение» означает преодоление истори­ческой «разлуки» двух братских народов, веками пребывавших в пределах разных государств. «При­соединение» отражает политическую сторону дела: передачу Речью Посполитой территории Украины Московскому государству.

Оба термина правильны и вполне применимы.

437

 

 

земли Польско-Литовского государст­ва.  Одновременно  ставилась  задача совместно с войском Хмельницкого полностью освободить Украину.

Выполняя этот план, боярин Афанасий Лав­рентьевич Ордин-Нащокин подступил с войском к хорошо укреплённому Динабургу. Василий Петро­вич Шереметев в это время должен был идти на Вильно. Но польско-литовские войска начали операции под Полоцком и Витебском, что зас­тавило Шереметева отвлечься от главной задачи. 17 июня Матвей Шереметев принял капитуляцию Велижа, опорного пункта поляков, который рус­ским до этого не удавалось взять. В это же время против Польши выступили шведы, обеспокоенные проникновением русских в Прибалтику. Они и захватили Динабург.

В Минске начали сосредоточиваться главные силы русской армии. Вобрав в себя вспомога­тельные отряды, они в конце июля подошли к Вильно, который обороняло «посполитое рушенье» (шляхетское ополчение) Радзивилла, а также «польские и немецкие люди» Гонсевского. Город­ские верхи со своим имуществом спешно выехали в Польшу. Магнаты, часть шляхты и католиче­ского духовенства пытались выяснить возмож­ности сближения с Москвой, но больше склонялись к установлению над Литвой шведского протектората (род политической зависимости), соглашение о котором и было заключено несколько позднее. Люди простого происхождения, как и в Бело­руссии, не видели в русских врагов и ожидали их прихода без страха и желания сопротивляться. 29 июля московские войска и полки наказного гетмана Золотаренко атаковали передовые поль­ско-литовские части и под стенами города разбили главные силы Радзивилла и Гонсевского. В тот же день они вступили в Вильно, однако бои в городе продолжались ещё два дня. Пожертвовав своей пехотой, выставленной в качестве заслона у моста через реку Вилию, польские гетманы отвели остатки войск на запад, навстречу наступавшим шведам. Царь предполагал из Вильно идти «к Оршаве» (Варшаве), но победное продвижение шведов по землям Речи Посполитой заставило его отказаться от этих планов. В августе русские отряды заняли Ковно (ныне Каунас в Литве) и Гродно.

Казаки идут на бой с поляками.

438

 

 

стольника князя Григория Григорьевича Ромодановского. Через день между Ромодановским и Потоцким произошёл «большой бой с седьмого часа по самую ночь». Гетман был разбит и оставил победителю своё знамя, бунчук (знак гетманской власти) и весь обоз. Казаки и ратные люди ещё много вёрст преследовали бежавшего с поля битвы неприятеля. Однако осаду Львова пришлось пре­кратить из-за появления на Украине крымских войск, воспользовавшихся уходом Хмельницкого на запад. Татары внезапно напали на обоз Ромодановского. 10 ноября они вместе со вспомо­гательным польским отрядом совершили одно­временное нападение на все русские и казацкие обозы. Русские ратники вышли в поле и в течение дня отражали атаки противника. Вскоре после­довало новое нападение, которое русские отбили, нанеся большой урон татарам. «А твоих госуда­ревых ратных людей убитых нет, — писал Бутурлин царю, — и з бою разошлись все в целости, а ранено, государь, во всех трёх полках двадцать человек». После этого хан начал мирные переговоры. Он требовал, чтобы гетман разорвал союз с Россией, выдал русских воевод вместе с их полками и признал свою зависимость от Крыма. Хмельницкий ответил отказом. Хану пришлось удовлетвориться взаимным обязательством друж­бы и ненападения.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org