456 нимание роли русской церкви во
всём православном мире. К середине XVII в.
окончательно утвердилось представление об исключительности Русской Православной
церкви — единственной преемницы и хранительницы благочестия. До XV в.
Русь считалась духовной дочерью Византии, откуда получила крещение. Патриарх
Константинопольский считался главой духовенства Руси и поставлял для русской
церкви митрополита. Но Византийской империи всё больше угрожала гибель от
ударов окружавших её со всех сторон турецких полчищ. За помощью и избавлением
греческий император обратился к главе католического мира — Папе римскому.
Чтобы наверняка получить помощь, император предложил объединить католическую и
православную церкви, причём согласился на уступки католицизму. В итальянском
городе Флоренции был созван собор православных и католических пастырей церкви,
которые и подписали документ о соглашении — Флорентийскую унию С этого момента Московское
государство становится единственным во всём мире крупным независимым
православным царством. Стали говорить, что как прежде — Рим, так теперь Москва
— «правило веры», светоч православия. На московских площадях рассказывали, что
было два Рима — города-миродержца. Первый был славен, но увлёкся папской ересью
и пал. Его значение и слава вместе с правой верой перешли тогда ко «второму
Риму» — Константинополю. Но и он не устоял на пути истины, изменил православию,
принял латинскую ересь и в наказание за это пленён турками. Тогда важная роль
защитника истинной веры перешла к «третьему Риму» — Москве (см. ст. «Первый
государь всея Руси»). А московский царь — теперь «один во всей поднебесной
христианский царь...». Так возобладало мнение, что грекам надо учиться у
русских, а не наоборот. При этом как-то умалчивалось и о том, что хотя
греческая церковь и находилась в стеснённой ситуации, под властью турок-мусульман,
тем не менее она — старейшая, она — мать Русской Православной церкви. А это
духовное верховенство сказывалось на общекультурной преемственности. Повседневная церковная
практика выдвигала разнообразные вопросы, обсуждение которых выливалось порой
в напряжённые споры. Это было одной из традиций, воспринятых
вместе с православной верой из Византии. Однако византийская церковная образованность
покоилась на мощном пласте древней культуры, которая передала византийцам
разработанный богословский язык, умение мыслить. В Древней Руси богословская
учёность приняла характер беспредельной веры в книгу, и, как писал историк В.О.
Ключевский, «церковные обряды, завещанные местной стариной, получили значение
неприкосновеннейшей и неизменной святыни». Жители Московского государства,
привыкнув к известному богослужебному порядку и знакомым книгам, только в них и
видели православие, а привлечение научного знания к вопросам веры было
неприемлемо для русского общества. В то же время именно к середине XVII столетия
накопились и стали очевидными расхождения с современной греческой церковной
практикой и возникли недоумённые вопросы по поводу обрядов Русской Православной
церкви. |