Предыдущая Следующая

Аллилуйя (от др.-евр. «халлелуйя» — «хвалите Господах) — одна из «песней» христианского богослужения, употреблялась отдельно и как припев к другим песнопениям. При пении в честь Святой Троицы аллилуйю обычно повторяли три раза. Но а XV я. в Пскове возникло мнение о двоении, или «сугубой аллилуйе». Впоследствии это закрепилось в старо­обрядчестве как догмат.

Дида'скал — от греч. «дидаскалос» — переводчик, толкователь, критик, учитель.

Лития' (от греч. «литэ» — «усердная молитва») — в православном церковном богослужении часть всенощного бдения накануне праздников, следующая за ектинией, т. е. прошением, начинающимся словами: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Лития совершается в притворе христианского храма.

Литургия (от греч. «литургиа» — «служба, отправ­ление какой-либо должности») — название главнейшего из христианских богослужений, существующего хотя и в разном виде, но у всех христианских церквей и выра­жающего главные идеи христианского вероисповедания. Литургия в православной церкви может совершаться каждый день, кроме оговорённых церковными прави­лами. Чаще всего совершается Литургия Иоанна Злато­уста. В определённые дни Великого поста установлено совершать особую Литургию Григория Двоеслова. Десять раз в году совершается Литургия Василия Великого. Литургия совершается лишь в храме (за редчайшим исключением) и только епископом или священником.

Проскомидия (от греч. «приношение») — первая часть литургии, во время которой священнослужители приготавливают просфору для причастия.

Просфора' (от греч. «просфора» — «приноси­мое») — так называется круглый пресный хлеб особой выпечки, употребляемый для причастия (иногда его на­зывают «просвира»). В православной церкви просфора состоит из двух положенных друг на друга круглых лепёшек, на верхней из которых имеется печать, изображающая четырёхконечный крест. Такой вид просфоры был утверждён в практике церковным собором 1666—1667 гг.

457

 

 

Максим Грек.

Рисунок из рукописной книги XVI в.

Особенно горячие споры возникли ещё в XV столетии об «аллилуйе» и «посоленном хожде­нии» (от слова «посолонь» — по солнцу, по движению солнца). Псковичей волновала проблема правильного произнесения аллилуйи, и за разре­шением этого вопроса они обратились к митро­политу Московскому Фотию. В 1419 г. тот написал им в ответ, что аллилуйю следует произносить не два, а три раза — «троить», как символическое обращение ко всем лицам божественной Троицы. Но псковичи этим не удовлетворились. Один из них, по имени Евфросин (в миру Елеазар), «много скорбел и сетовал» по этому поводу и направил послание архиепископу Новгородскому Евфимию, но Евфимий ответил, что не в состоянии решить этот вопрос. Позднее архиепископ Новгородский Геннадий обращался с тем же вопросом к учёному греку Дмитрию Герасимову (Толмачу) и получил ответ, что «и то и другое употребление верно». Однако споры продолжались.

Проблема же «посоленного хождения» в боль­шей степени беспокоила москвичей. В 1479 г. при освящении Успенского собора митрополит Геронтий совершал крестный ход против солнца. Некоторые   удивились   этому   и   пожаловались

великому князю Ивану III, что митрополит ходит вокруг церкви не по солнечному кругу. Великий князь счёл эту жалобу очень серьёзной, заметив, что за это приходит гнев Божий. Стали искать решение этого вопроса в церковном уставе, но не нашли. Наконец, великий князь уступил и предоставил митрополиту право поступать, как он хочет. Стоглавый церковный собор в 1551 г. закрепил как единственно правильные «сугубую» (двойную) аллилуйю, двуперстное крестное знаме­ние, хождение «посолонь» и другие отечественные традиции, не уточнив, как же это происходит в православном мире.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org