Предыдущая Следующая

Так петровский Петербург создавал свой особый светский образ жизни, формировал идеал нового человека, который в духе эпохи общался и веселился, учился и по-новому деятельно служил отечеству. Невская столица стала центром новой русской культуры XVIII в. Как писал в своём произведении «Слово в похвалу Санкт-Петербурга и его основателя Петра Великого» современник царя-преобразователя Гавриил Бужинский, Петер­бург «превеликую помощь, пользу и славу соделывает Российскому государству...».

 

 

РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В ПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ

В Петровскую эпоху российская промыш­ленность совершила гигантский скачок и сравнялась с промышленностью наиболее развитых европейских держав. В Московском государстве XVIXVII вв. были крупные промыш­ленные предприятия, например Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле. О Московском Печатном дворе иностранцы ещё за полстолетия до Петра I писали как о типографии европейских масштабов, хотя во всём его штате не было ни единого европейского специалиста. Четы­ре монетных двора — в Москве, Новгороде, Пскове и Твери — обеспечивали звонкой монетой всю Россию. При царе Алексее Михайловиче в селе Дединове работала крупная верфь, на которой был построен первый известный в истории российский военный корабль «Орёл». Так что взлёт промышленности во времена царя-реформатора про­изошёл отнюдь не на пустом месте. Но за тридцать лет Пе­тровских преобразований десят­ки предприятий сменились сот­нями, и всё экономическое раз­витие России чрезвычайно уско­рилось по сравнению с пред­шествующими эпохами русской истории.

Российская промышленность тех времён существовала в двух основных взаимодополняющих формах. Одна из них — ману­фактурное производство, а вто­рая — ремесленное и мелкое крестьянское производство. Под­час они жестоко конкурировали друг с другом, и в этом случае Пётр I вставал на сторону мануфактуры. Однако мощные пред­приятия никогда не возникли бы, если бы не было возможности использовать умение и навыки сельских рабочих и ремесленников.

РУССКАЯ МАНУФАКТУРА ПРИ ПЕТРЕ I

Мануфактурное производ­ство возникло в России за­долго до Петровской эпохи. В течение XVII в. действо­вало не менее 50 различных мануфактур, но не все они просуществовали до начала XVIII столетия. При Петре I (90-е гг. XVII в. — 1725 г.) было основано не менее двухсот мануфактур, причём подсчёты специалистов дают лишь приблизительные цифры. Дело в том, что учитываются так называемые «указные» предприятия, созданные по правительственному указу (при этом владель­цам предоставлялись различные привилегии, льго­ты). Истинное число мануфактур в XVIIXVIII вв. подсчитать невозможно, поскольку неизвестно число «безуказных» предприятий, возникших по­мимо указов и распоряжений центральных влас­тей. К мануфактурам можно причислить, напри­мер, десятки кожевенных предприятий в городах Верхнего и Среднего Поволжья, на каждом из которых имелось более шести чанов для выделки кожи. На этих крупных кожевнях, принадлежав­ших купцам, путём специального дубления сырых коровьих шкур получали высококачественную ко­жу — юфть, пользовавшуюся за границей огром­ным спросом. Учесть эти коже­венные мануфактуры по всей тогдашней России просто невоз­можно.

Резкому росту числа ману­фактур способствовала политика Петра, всемерно поощрявшего развитие крупной промышлен­ности, стремившегося к тому, чтобы Россия сама производила разнообразные товары, а не заку­пала их за рубежом. В 1724 г. был принят таможенный тариф, облагавший высокими, даже за­претительными пошлинами вво­зимые из-за рубежа товары, ко­торые уже производились оте­чественными предприятиями. При помощи этого тарифа Пётр I стремился оградить молодую отечественную промышленность от конкуренции промышленности западноевропейской.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org