|
Предыдущая Следующая
539
он начал собирать библиотеку,
которая впоследствии насчитывала 3192 тома. Образование и воспитание сформировали
из киевского монаха сторонника европейской науки, обычаев и законов. Русскому
православию он был чужд и смотрел на него как бы со стороны и свысока. Такой
человек спокойно, без внутреннего душевного надлома мог разрушать древний
церковный строй и заменять его новым. Всю жизнь Феофан боролся с суевериями,
терпеть не мог обрядности, чудес, аскетизма и самой церковной иерархии.
«Лучшими силами своей души я ненавижу митры, саккосы, жезлы, свещницы,
кадильницы и тому подобные забавы», — писал он в одном из писем. Западничество
и практичность Феофана импонировали Петру. Он взял монаха с собой в Прутский
поход 1711 г.
и вскоре назначил его игуменом Киево-Братского монастыря и ректором академии. В
1715 г.
Пётр приказал Прокоповичу приехать в Петербург. Царь хотел назначить его
епископом Псковским на место престарелого Иосифа. Заняв соответствующее место в
церковной иерархии, Феофан смог бы целиком посвятить себя делам церкви. Однако
болезнь задержала Прокоповича, и в Петербург он прибыл только в конце 1716 г., когда царь уже
находился за границей. Его посвящение в сан епископа Псковского состоялось
только в 1718 г.
Многие духовные лица, в том числе местоблюститель патриаршего престола Стефан
Яворский, противились этому посвящению. Они обвиняли Феофана в
протестантстве. Прокопович сумел оправдаться перед царём, да Пётр и не обращал
внимания на богословские тонкости, когда речь шла о личной преданности как по
отношению к нему самому, так и по отношению к его делу. Феофан в свою очередь
поспешил обвинить Яворского и его сторонников в «латинстве» (склонности к
католичеству), и это послужило основанием для последующего запрета книги
Яворского «Камень веры».
Став епископом Псковским,
Прокопович тем не менее остался в Петербурге и занялся составлением Духовного
регламента — будущего руководства жизнью всего российского духовенства. Когда в
1721 г.
была создана Духовная коллегия, его назначили одним из двух её
вице-президентов. После смерти президента — Яворского — в 1722 г. нового президента
назначать не стали, и Феофан фактически занял пост главы коллегии. Задачей
епископа Псковского в эти последние годы жизни Петра стало богословское
обоснование указов царя и его взглядов на те или иные вопросы, касающиеся
религии и церкви. После обнародования Указа о престолонаследии 1722 г. Феофан пишет книгу
«Правда воли монаршей», в которой доказывает, что право передачи престола тому
или иному лицу принадлежит исключительно личной воле самодержца. В своих
сочинениях он защищает браки православных с иноверцами, право на разводы,
обличает раскольников и тунеядство монашества. В 1721 г. Феофан учреждает в
Петербурге духовную школу по протестантскому образцу. Преподавали в ней
иноземцы. Мечтал он и об учреждении в Петербурге академии по образцу киевской,
с широкой общеобразовательной программой, философским и богословским классами.
Феофан был автором не только духовных, но и светских указов и документов. Пётр
привлёк его и к составлению истории своего царствования. Жаловаться Феофан мог
лишь на бедность псковской епархии, которая не давала ему тех материальных
благ, которыми пользовались другие вельможи. Он не раз просил царя о денежных
пожалованиях и не получал отказа.
Казалось бы, смерть Петра I должна
была стать катастрофой для Прокоповича. При погребении великого преобразователя
он произнёс свою лучшую проповедь, начинавшуюся словами: «Что се есть? До чего
мы дожили, о россияне! Что видим? Что делаем? — Петра Великого погребаем!»
Проповедь продолжалась около часа, потому что постоянно прерывалась плачем
слушателей. Предыдущая Следующая
|
|