Предыдущая Следующая

Начав свою проповедь в низовьях Вычегды, Стефан продвигался всё выше и выше по её течению, в глубь Пермской земли. Центром его деятельности стало большое село Усть-Вымь. Здесь он сжёг языческую кумирню (молельню с идолами) и построил церковь во имя Благовещения. Языче­ские жрецы ненавидели миссионера, несколько раз пытались изгнать его из своей земли. Однако они

573

 

 

 

Дискос (блюдце, используемое в православном богослужении) из чистого золота, украшенный изумрудами. XVII в.

Деревянные резные фигуры ангелов.

не решались убить Стефана, опасаясь возмездия со стороны великого князя Дмитрия, имя которого знали и чтили в этом далёком крае.

Главным недругом Стефана был старейшина по имени Пам — стойкий приверженец язычества. В борьбе с ним миссионер пошёл на крайнее средство — «Божий суд», испытание огнём и водой. Оба они должны были войти в горящую клеть (деревянную постройку), а затем, нырнув в одну прорубь, вынырнуть в другой, сделанной ниже по течению реки. Исход этого поединка и должен был показать пермичам, чья вера истинная, чей Бог могущественнее.

Когда пламя охватило предназначенную для испытания клеть, Стефан, усердно помолившись и во весь голос затянув свой любимый псалом, смело двинулся в огонь, увлекая за собой волхва. Испуганный решимостью христианина, тот остано­вился на самом пороге. Отказался он и нырять под лёд, куда, казалось, уже готов был увлечь его бесстрашный проповедник. Собравшаяся вокруг толпа местных жителей требовала расправы над Памом. Однако Стефан уговорил их отпустить волхва, взяв с него клятву более не хулить христианскую веру.

После этой победы проповедническая деятель­ность Стефана стала ещё более успешной. Он крестил язычников, учил их «слову Божьему», разорял и сжигал лесные кумирни. Для подго­товки священников из числа местных жителей он устроил школу, в которой поначалу был единствен­ным учителем.

В 1383 г. Стефан поехал в Москву, чтобы добиться открытия новой — Пермской — епархии. Князь Дмитрий и во всём послушный ему митрополит Пимен решили возвести в епископ­ский сан самого Стефана. Вернувшись в Усть-Вымь, он основал там Михайловский монастырь, в котором устроил свою резиденцию. В 1386 г. Стефан ездил в Новгород. Полагают, что целью этого путешествия было предотвращение набегов новгородских ушкуйников на земли зырян (уш­куйники занимались сбором дани и прямым разбо­ем на соседних с Новгородской республикой территориях). Сохранилось также обличительное послание против новгородских еретиков, которое приписывают Стефану Пермскому.

Святой Стефан Пермский проповедует язычникам.

нальное сознание перед национальной идеей другого — и сколь малого — народа».

Источники сохранили сведения о духовной близости Стефана и Сергия Радонежского. При всём различии их характеров, задач и методов деятельности они чувствовали глубокое уважение друг к другу. Весной 1396 г. во время очередного путешествия в Москву Стефан занемог и скон­чался. По распоряжению сына Дмитрия Донского, великого князя Василия Дмитриевича, его похоро­нили в северном приделе церкви Спаса на Бору, рядом с могилами членов Московского княжеского дома.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org