Предыдущая Следующая

Совершенно иначе был устроен общежительный монастырь, кино'вия, идею которого подробно разработал один из «отцов церкви», крупнейший христианский богослов Василий Великий (около 329—379 гг.). Здесь предусматривалось имущест­венное равенство монахов, которое достигалось благодаря отсутствию у них какой-либо личной собственности. Всем достоянием монастыря рас­поряжалась иноческая община во главе с игуме­ном. Монахи питались из общего котла в братской трапезной, носили одинаковую одежду и обувь, безоговорочно повиновались распоряжениям игу-

мена и «старцев» — наиболее уважаемых иноков, духовных наставников молодых. В то же время равенство монахов в имущественных вопросах не исключало существования в киновии многоступен­чатой лестницы должностей. Истинное же разли­чие между иноками заключалось в степени преуспеяния каждого из них в великих трудах подвижничества.

Киновия давала миру наглядный образец идеальных отношений между христианами. Вмес­те с тем общежительное устройство монастыря превращало его во вполне самостоятельную в экономическом отношении общину тружеников, делящих время между молитвами о спасении мира и собственной души и прозаическим крестьянским трудом. Утвердив «общее житие» на Маковце, что стоило ему немалых усилий и волнений, Сергий начал животворную для русской церкви «монас­тырскую реформу». При поддержке церковных и светских властей сам радонежский игумен и его ближайшие ученики в XIVXV вв. основали несколько десятков новых монастырей-киновий. Большинство из них возникли в лесной глуши, вдали от дорог, и лишь со временем обросли сёлами и деревнями. Так называемая «монастырская колонизация», у истоков которой стоял Сергий Радонежский, позволила создать опорные пункты для земледельческого освоения ярославско-костромского Заволжья и Русского Севера.

Жизнь инока, добровольно затворившегося в монастырской ограде, размеренна и небогата событиями. Однако Сергию не раз приходилось покидать Маковец и совершать миротворческие походы, с тем чтобы вразумить князей и заставить их прекратить гибельные для страны усобицы. Чувствуя огромную духовную ответственность за всё, что происходило на Руси, великий старец всеми доступными ему средствами стремился утверждать правду Евангелия перед лицом ожесто­чившегося мира. Следуя заветам древних хри­стианских подвижников, он никогда не садился на коня и пешком — порой с риском для жизни, среди войн и моровых поветрий — ходил с призывами к миру в Нижний Новгород, Ростов, Рязань, Тверь.

Разделял ли Сергий какую-либо конкретную политическую точку зрения? Поддерживал ли он всецело того или иного князя? Не имея на этот счёт определённых свидетельств, можно, однако, с большой долей уверенности утверждать: взгляды радонежского игумена на политику, на междукняжеские отношения определялись его евангельским мировоззрением. Его представления о наилучшем устройстве общества, по-видимому, были основаны на идее киновии как идеальной формы человече­ских отношений.

Чутко откликаясь на призывы страждущего мира, Сергий с особым вниманием следил за тем, что происходило внутри самой церкви. После кончины митрополита Алексия в феврале 1378 г. началось длившееся до 1390 г. «мятежное вре­мя» — период ожесточённой борьбы за власть между различными церковно-политическими

578

 

 

группировками. Сергий глубоко переживал эти «нестроения». Источники свидетельствуют о его сочувствии деятелям, выступавшим за сохранение единства киевской митрополии, за развитие тради­ционных для русской церкви связей с Византией. Троицкий игумен не одобрял намерений великого князя Дмитрия Ивановича поставить митро­поличью кафедру под свой контроль. Однако при этом Сергий избегал открытых конфликтов со светской властью и тех ситуаций, которые могли бы к ним привести. Известно, что он решительно отклонил предложение престарелого митрополита Алексия выступить в роли кандидата на митро­поличий престол. Радонежский подвижник хоро­шо понимал, какое огромное значение для всей Руси имела его деятельность по обновлению монашеской жизни. Эту сокровенную духовную работу он мог выполнять с наибольшим успехом только в роли скромного троицкого игумена.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org