Предыдущая Следующая

Уже вскоре после кончины Сергий стал почи­таться троицкими монахами как святой. В 1422— 1423 гг. над могилой Сергия был выстроен сохранившийся до наших дней каменный собор во имя Троицы. Роспись собора и его иконостас были выполнены артелью под началом Андрея Рублёва. Эти стенописи не дошли до настоящего времени: они были заменены на новые в 1635 г.

Скромному радонежскому игумену суждено было обрести бессмертие не только в памяти и делах своих учеников и последователей, но также и в истории Российского государства. Московские государи считали его своим небесным покро­вителем и заступником. Они часто ездили в Троицкий монастырь на богомолье, делали сюда богатые вклады. К образу Сергия обращались в тяжёлые для России времена. Согласно преданию, его чудесным «явлением» были отмечены взятие Казани русскими войсками в 1552 г., борьба с интервентами в Смутное время.

Имя Сергия было и остаётся символом духов­ного богатства русского народа. «Строителем русской духовной культуры» назвал Преподобного (по церковной традиции так именовали монахов, которым при жизни удалось уподобиться Иисусу Христу) ху­дожник Н.К. Рерих. Идущая от Сергия традиция внутренней духовной свободы имеет значение высшей ценности для россиян двух последних столетий. Заветы Сергия — христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравствен­ному совершенству путём мужественного само­отречения — стали светлыми идеалами русской культуры. И сам Сергий — то явно, то сокро­венно — живёт в ней и будет жить, «доколе стоит земля Русская».

Историк В.О. Ключевский писал: «Есть истори­ческие имена, которые выходят за пределы времени, есть веяния, которые глубоко проникают в жизнь последующих поколений, потому что личность того, с чьим именем связаны они, перерастает в идею». Личностью такого уровня был Сергий Радонежский, «духовный пастырь всей Российской церкви и при жизни, и по кончине», смиренный игумен Троицкой обители.

Деревянный резной рельеф

«Явление Богоматери Сергию Радонежскому».

581

 

 

 

ИОНА — МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Один из наиболее известных московских святителей, Иона уже в последней трети XV в. почитался как чудотворец. Его окон­чательная канонизация (причисление к лику святых) произошла на церковном соборе 1547 г., в связи с чем возникла и первая редакция его жития. В древнерусской живописи Иону обычно изобра­жали вместе с митрополитами Московскими Петром и Алекси'ем, также почитавшимися как святые. Особое уважение потомков к Ионе объ­яснялось тем, что он был первым главой велико­русской церковной организации, избранным собо­ром епископов, а не поставленным патриархом Константинопольским. Избрание Ионы на соборе 1448 г. положило начало существованию автоке­фальной, т. е. независимой русской церкви.

Как и многие деятели, которым суждено было прокладывать новые исторические пути, Иона прожил жизнь, полную борьбы и тревог. Источ­ники, содержащие сведения из его биографии, весьма немногочисленны. К тому же они носят следы отнюдь не беспристрастной церковно-политической обработки, отличаются противоречи­востью и неполнотой. Поэтому личность Ионы и его жизненный путь можно представить лишь в самых общих чертах, с большой долей предпо­ложительности .

Дата рождения Ионы неизвестна. Его отец Фёдор Одноуш был мелким вотчинником (знатным землевладельцем) в землях к северу от Галича Костромского. По-видимому, он имел связи с Москвой, в том числе с Митрополичьим домом. Об этом свидетельствует тот факт, что Фёдор сделал крупный земельный вклад (пожертвование) в московский Успенский собор.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org