Уже вскоре после кончины
Сергий стал почитаться троицкими монахами как святой. В 1422— 1423 гг. над
могилой Сергия был выстроен сохранившийся до наших дней каменный собор во имя
Троицы. Роспись собора и его иконостас были выполнены артелью под началом
Андрея Рублёва. Эти стенописи не дошли до настоящего времени: они были заменены
на новые в Скромному радонежскому игумену
суждено было обрести бессмертие не только в памяти и делах своих учеников и
последователей, но также и в истории Российского государства. Московские
государи считали его своим небесным покровителем и заступником. Они часто
ездили в Троицкий монастырь на богомолье, делали сюда богатые вклады. К образу
Сергия обращались в тяжёлые для России времена. Согласно преданию, его чудесным
«явлением» были отмечены взятие Казани русскими войсками в Имя Сергия было и остаётся
символом духовного богатства русского народа. «Строителем русской
духовной культуры» назвал Преподобного (по церковной традиции так именовали
монахов, которым при жизни удалось уподобиться Иисусу Христу) художник Н.К.
Рерих. Идущая от Сергия традиция внутренней духовной свободы имеет значение
высшей ценности для россиян двух последних столетий. Заветы Сергия —
христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному
совершенству путём мужественного самоотречения — стали светлыми идеалами
русской культуры. И сам Сергий — то явно, то сокровенно — живёт в ней и будет
жить, «доколе стоит земля Русская». Историк В.О. Ключевский писал:
«Есть исторические имена, которые выходят за пределы времени, есть веяния,
которые глубоко проникают в жизнь последующих поколений, потому что личность
того, с чьим именем связаны они, перерастает в идею». Личностью такого уровня
был Сергий Радонежский, «духовный пастырь всей Российской церкви и при жизни, и
по кончине», смиренный игумен Троицкой обители. Деревянный резной рельеф «Явление Богоматери Сергию
Радонежскому». 581 ИОНА —
МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Один из наиболее известных
московских святителей, Иона уже в последней трети XV в.
почитался как чудотворец. Его окончательная канонизация (причисление к лику
святых) произошла на церковном соборе Как и многие деятели, которым
суждено было прокладывать новые исторические пути, Иона прожил жизнь, полную
борьбы и тревог. Источники, содержащие сведения из его биографии, весьма
немногочисленны. К тому же они носят следы отнюдь не беспристрастной
церковно-политической обработки, отличаются противоречивостью и неполнотой.
Поэтому личность Ионы и его жизненный путь можно представить лишь в самых общих
чертах, с большой долей предположительности . Дата рождения Ионы неизвестна.
Его отец Фёдор Одноуш был мелким вотчинником (знатным землевладельцем) в землях
к северу от Галича Костромского. По-видимому, он имел связи с Москвой, в том
числе с Митрополичьим домом. Об этом свидетельствует тот факт, что Фёдор сделал
крупный земельный вклад (пожертвование) в московский Успенский собор. |