|
Предыдущая Следующая
С двенадцати лет Иона жил в
одном из галицких монастырей, откуда позднее перебрался в московский Симонов
монастырь. Будущий митрополит не случайно выбрал именно эту обитель: Симонов
монастырь уже в конце XIV в. имел соляные
варницы и дворы у Соли
Галицкой, в тех же местах, где находились владения Фёдора Одноуша.
Среди иноков Симонова
монастыря Иона быстро стал заметной фигурой. Он выделялся благочестием и
смирением, готовностью безропотно выполнять самую тяжёлую работу. Митрополит
Фотий (1408—1431 гг.), посещая Симонов монастырь, заметил Иону и стал ему
покровительствовать. Рассказывают, будто, впервые увидев Иону, Фотий поразился
благородству его облика и пророчески предсказал, что этот инок станет в будущем
первосвятителем.
Во внутримонастырских
конфликтах Иона неизменно выступал сторонником сохранения в Симонове монастыре
традиций строгого аскетизма, «высокого жития», заложенных ещё в XIV в.
Фёдором Симоновским и Кириллом Белозерским. Этим он снискал особое расположение
великого князя московского Василия Васильевича (1425— 1462 гг.) и митрополита.
Вскоре Иона стал архимандритом (настоятелем) Симонова монастыря, а затем —
епископом Рязанским и Муромским.
После кончины митрополита
Фотия 1 июля 1431 г.
Иона был намечен его преемником. Однако он был отправлен в Константинополь на
поставление в сан лишь в 1436
г. Такая необычная задержка, по-видимому, объясняется
острой борьбой за великое княжение между Василием Васильевичем и его дядей
Юрием Звенигородским, а затем и сыновьями последнего. Обе враждующие стороны
предпочитали видеть церковь обезглавленной, опасаясь того, что новый
митрополит перейдёт в стан противника. Кроме того, утверждение в патриархии
московского кандидата требовало больших расходов, а обе группировки нуждались
в деньгах прежде всего для подкупа Орды и приобретения сторонников на Руси.
Медлили не только в Москве, но
и в Константинополе. Вероятно, греки ждали московского кандидата и надеялись
получить от него крупные «посулы» (взятки). Однако опоздание обернулось против
Ионы. Незадолго до его прибытия патриарх поставил митрополитом Киевским и всея
Руси грека Исидора. Иона вынужден был возвратиться в Москву в качестве одного
из архиереев в свите нового митрополита.
А. М. Васнецов. «Монастырь
в Московской Руси».
того же года в сопровождении
большой свиты отбыл на собор, который открылся в итальянском городе Ферраре и
затем продолжил свою работу во Флоренции. После длительных и ожесточённых
дебатов участники собора 5 июля 1439
г. подписали акт унии, главным условием которой было
признание православной церковью главенства Папы римского. Одним из самых
активных её сторонников показал себя митрополит Исидор, которого Папа возвёл в
сан кардинала. Однако, возвратившись в Москву в марте 1441 г., Исидор вскоре был
арестован по приказу великого князя Василия Васильевича за отказ публично
отречься от унии, которую в Москве расценили как измену православию. Митрополит
провёл в темнице весну и лето 1441
г. Наконец, 15 сентября он бежал из-под стражи и уехал
за пределы великого княжества Московского. Великий князь не искал беглеца:
такой исход дела казался ему наилучшим. Низложение Исидора вновь обезглавило
русскую церковь. Осторожный великий князь Василий Васильевич был весьма
озабочен своими отношениями с галицким князем Дмитрием Шемякой и другими
удельными князьями. Именно поэтому он, как и в 30-е гг., не спешил с решением
церковных вопросов, опасаясь неверным шагом нажить себе новых врагов.
Возможно, великого князя смущало галицкое происхождение Ионы, которое могло
содействовать сближению его с Дмитрием Шемякой. Летом 1445 г., после поражения
русских войск в битве под Суздалем, Василий Васильевич попал в плен к татарам.
Лишь в октябре того же года он был отпущен на Русь, обязавшись выплатить
татарам огромный выкуп. Тяжкая дань, возложенная с этой целью на народ, вызвала
всеобщее недовольство. Этим воспользовался Дмитрий Шемяка, который захватил
Москву, взял в плен и ослепил великого князя. Не решившись казнить своего
двоюродного брата, Шемяка сослал его в Углич. Предыдущая Следующая
|
|