Предыдущая Следующая

ИСТОРИК

НИКОЛАЙ КОСТОМАРОВ О МИТРОПОЛИТЕ АЛЕКСИИ

«В числе тогдашних руководителей делами бесспорно занимал важное место митрополит Алексий, уважаемый не только Москвою, но и в Орде, так как ещё прежде он исцелил жену Чанибека (хана Джанибека. — Прим. ред.), Тайдулу, и на него смотрели как на человека, обладающего высшею чудотворною силою. Под его благословением составлен был в 1364 году договор между Дмитрием московским и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем...»

***

«Этот архипастырь, главнейший советник Дмитрия, во всё время своего первосвятительства употреблял свою духовную власть для возвышения Москвы и служил её интересам. Такой образ действий навлёк на него врагов. После задержания Михаила Александровича в Москве (Алексий помог Дмитрию Донскому заманить тверского князя Михаила в ловушку. — Прим. ред.) тверской князь жаловался на коварство Алексия цареградскому патриарху Каллисту и требовал над ним соборного суда. Со своей стороны Ольгерд (великий князь литовский. — Прим. ред.) жаловался тому же патриарху, что Алексий, посвятив себя исключительно Москве, не хочет вовсе знать ни Киева, ни всего литовского кня­жества. Патриарх требовал Алексия к себе на суд, но вместе с тем советовал ему, для избежания такого суда, помириться с Михаилом и с Ольгердом. «Мы, — писал он Алексию, — рукоположили тебя митрополитом всей Руси, а не одной какой-нибудь её части». Митрополит не обращал внимания на эти убеждения».

571

 

 

 

В источниках можно найти косвен­ные свидетельства того, что влияние Алексия на московские дела в послед­ние годы его жизни было далеко не таким сильным, как прежде. Даже вопрос о выборе преемника он не мог решить самостоятельно. Князь желал видеть на митрополии своего духов­ника Митяя. Попытка Алексия сорвать этот план и возвести в сан митрополита Сергия Радонежского не удалась: троицкий игумен решительно отка­зался участвовать в борьбе за власть над русской церковью (см. ст. «Сергий Радонежский — осно­ватель и игумен Троицкого монастыря»).

Привыкнув к роли главы московского прави­тельства, Алексий перестроил и весь уклад жизни митрополии. В его поступках не раз проглядывал властный и своевольный московский боярин. Он обзавёлся обширными земельными владениями, окружил себя огромной свитой. Помимо духовных лиц в неё входили и «мирские люди» — бояре, дворецкий, казначей, дьяки и более мелкие служилые чины. Митрополичий двор обслуживала многочисленная челядь. В своих владениях митро­полит пользовался почти полной независимостью. Предметом особых забот Алексия был московский Чудов монастырь. По некоторым сведениям, здесь ещё в 1365 г. были выстроены каменный собор и трапезная палата. Монастырь стал одним из центров распространения монашеского «общего жития». Преобразование жизни русских монахов на началах кино'вии (общежительства), которое осуществлялось Сергием Радонежским и другими подвижниками, пользовалось неизменной под­держкой Алексия. Помимо Чудова он основал ещё несколько новых обителей в Москве и за её

пределами: Спасо-Андроников монастырь, Алексеевский, серпуховской Владычный, угличский Алексеевский и др.

Митрополит Алексий завещал похоронить себя не в Успенском соборе, где находились гробницы митрополитов Петра и Феогноста, а возле собора Чудова монастыря. Однако князь Дмитрий рас­порядился иначе: святитель был погребён в самом соборе, близ алтаря. В середине XV в. началось прославление Алексия как святого. По заказу митрополита Ионы епископ Пермский Питирим, а затем знаменитый агиограф — составитель житий святых — Пахомий Серб (Логофет) работали над созданием жития Алексия. В настоящее время рака (так называются гробница или сосуд, где находятся мощи святого) с мощами Святого Алексия находится в Москве, в Богоявленском патриаршем соборе в Елохове.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org