ВОЗНИКНОВЕНИЕ
КАЗАЧЕСТВА В конце XIV —
начале XV вв. отдельные ханства, некогда составлявшие Золотую Орду, вели между
собой кровавую междоусобную борьбу. Степи, простиравшиеся от низовьев Днепра до
Дона и Волги, обезлюдели. На Руси и в соседнем с ней Польско-Литовском государстве
эта территория была названа Диким Полем. В XV в. на
его окраинах начинают селиться русские люди. Для предотвращения прорывов татарских
полчищ в глубь страны на границе строятся города, между ними из срубленных
деревьев сооружаются заграждения — засеки, получившие название Засечной черты.
Для несения сторожевой службы в степь высылались конные отряды — станицы.
Лесостепные земли, богатые травами и зверем, реки с несметными запасами рыбы
манили к себе людей. На промысел, или, как тогда говорили, «молодечество»,
первыми стали ходить жители Рязанской земли. Их вооружённые отряды не только
добывали зверя и рыбу, но и нападали на татарские улусы (области) и купеческие
караваны. Постепенно выходцы из Рязанской, Северской зе- Император Николай II в форме лейб-гвардии Казачьего полка. 644 Вооружение и снаряжение
казаков. мель, касимовские татары и
мещеряки (жители Мещёрской области) стали селиться на берегах Дона и Волги. Эти
люди, называвшие себя казаками, жили в укреплённых городках, построенных ими
по берегам рек и на островах. Опасность постоянных татарских набегов вынуждала
казаков объединяться в военные общины. Такие общины почти одновременно
появились на Днепре, Дону и Волге, чуть позже на Яике (ныне река Урал) и
Тереке. В 40-х гг. XVI в.
днепровские казаки, которых на Руси называли черкасами, основали Запорожскую
Сечь. Их общины объединились в войско, названное Войском Запорожским Низовым. Во второй половине XVI в.
резко увеличился приток русского населения на Дон. Сюда уходили, спасаясь от
усиливавшегося гнёта, беглые крестьяне и холопы, а также некоторые дворяне, не
ладившие с властью. Последние, обладая военным опытом, нередко становились
предводителями казачьих отрядов. В начале XVII в.
отдельные казачьи юрты (юртами называются земельные владения станичного общества и
сами станицы) объединились в Великое войско Донское, ставшее, как и Войско
Запорожское, независимой казачьей республикой. Свою независимость донские
казаки выражали в старинной поговорке: «Здравствуй, белый царь в кременной
Москве, а мы, казаки, на Тихом Дону». ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗАНЯТИЯ
КАЗАКОВ Жили казаки самоуправляющейся
общиной. Так, на Дону существовал круг — общее
собрание казаков, на котором они выбирали атамана. Ему подчинялись
беспрекословно. «Куда атаман глазом кинет -туда мы кинем головы», — говорили
казаки. Войсковой круг решал вопросы объявления войны и заключения мира,
посылки войск царю, а также приёма и отправки посольств. На кругу «дуванили»,
т. е. делили добычу и государево жалованье. Собираясь в поход, казаки выбирали
походного атамана и его помощника — есаула, полковников и сотников, которые по
возвращении слагали с себя 645 ОДЕЖДА,
ВООРУЖЕНИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ КАЗАКОВ По
свидетельству современников, одежда казаков в XVI—XVIII
вв. во
многом напоминала татарский костюм. Казаки носили широкие шаровары на учкуре,
т. е. шнуре, который их поддерживал, и бешметы — полукафтаны до колен и с
закрытой грудью. Поверх бешмета надевался чекмень — приталенный суконный
кафтан, застёгивавшийся на крючки, а широкие рукава были стянуты на запястьях в
манжеты. Выходной чекмень по краям обшивался парчой или галуном (яркой тесьмой
для отделки военной формы) и носился в распахнутом виде поверх холодного
оружия. Повседневный чекмень был немного короче, и носили его с поясом, на
котором висела сабля. Рукава в верхней части нередко имели разрез, и их можно
было закидывать за спину. У запорожцев чекмень назывался «керея». Головным
убором чаще всего служила шапка из бараньего меха, которая на Дону получила
название «трухменка». В XVI—XVII вв. у донских и запорожских казаков суконный верх шапки иногда свисал в
виде клина. Яицкие (уральские) казаки носили также суконные колпаки с меховой
опушкой. |