вначале простого торгового
посредника, а затем — торгово-промышленного движителя. Из него позднее выросла
буржуазия, принёсшая в мир новые, капиталистические отношения. Самые ранние известия о
древнерусских купцах относятся к первой половине IX в.
Арабский географ ибн Хордадбех отмечал, что они привозили свои товары в
греческие черноморские колонии, спускались по Дону и Волге в столицу Хазарского
каганата, по Каспийскому морю на судах и далее посуху на верблюдах доходили до
Багдада. В жизни Киевской Руси,
географически занимавшей ключевое положение на важном торговом пути «из варяг
в греки», торговля с Византией составляла ядро хозяйственной деятельности. Поэтому
понятно, что особым покровительством со стороны княжеской власти пользовались
вольные киевские купцы, или, как их тогда называли, гости. Своим именем они были обязаны раннеславянской форме меновой торговли —
«гостьбе», осуществлявшейся в определённых торговых пунктах — гостиных местах или погостах. Такими
местами были, например, крупные сёла, стоявшие на путях, связывавших разные
районы. Сюда в определённое время съезжались «погостить» жители других
селений для обмена товарами. Одни везли мёд, другие — рыбу, третьи — хлеб и т.
д. Впоследствии, с принятием христианства, в этих сёлах строились храмы, а захоронения при них
стали называться погостами. Знаменитый русский историк
Василий Осипович Ключевский не без оснований считал, что причиной большинства
военных походов первых киевских князей (Аскольда, Олега, Игоря, Святослава,
Ярослава) в IX—XI вв. на столицу Византийской империи Константинополь, или Царьград, как
называли его на Руси, была защита русских купцов, ибо там происходили их
избиения и даже убийства. Восстанавливая торговые отношения с Византией, Русь
закрепляла их в соответствующих документах. Так, договоры Олега и Игоря с
Византией чётко зафиксировали порядок проведения торговых операций, определили
место пребывания и содержание русских послов и гостей в Константинополе. А. П. Рябушкин.
«Купеческое семейство XVII в.» 639 Купчихи. XVII в. На всём протяжении истории
России до XVIII в. гости составляли высшую купеческую организацию. Ниже их по значению
были торговые люди, объединённые в «гостиную»
и «суконную» сотни. А все вместе они являли собой наиболее могущественную в
экономическом отношении часть русского торгово-промышленного населения. С XIV в.,
когда главным центром южной торговли Руси стал Сурож (Судак) в Крыму, за
гостями закрепился бытовавший термин «сурожане», вышедший из употребления лишь
в конце XV — начале XVI
вв. с упадком крымской торговли. Предметом их
торга был шёлк. Направлением деятельности «суконников», в чьём названии
отразился объект торговли, был Запад. По общественному положению сурожане
стояли выше суконников, а последние — выше простых купцов. О значении гостей в это время
свидетельствует факт упоминания в летописях десяти имён сурожан в составе
войска Дмитрия Донского на поле Куликовом. В междоусобной борьбе за престол
сами великие князья нуждались в поддержке купеческой верхушки: от неё они
получали деньги на расплату с ордынскими долгами. Постепенно складываются
купеческие корпоративные объединения, окончательно сформировавшиеся в XVI—XVII вв.
Права и обязанности гостей, гостиной и суконной сотен долгое время
фиксировались исключительно «жалованными» и «льготными» грамотами на «гостиное
имя», а в XVII в. — и законодательными актами (Соборное Уложение |