Помимо
монахов в монастырях и священнослужителей при церквах особую группу
духовенства составляли архиереи со штатом духовных (или светских, как в XV—XVII вв.) чиновников для
управления вверенными им епархиями. Архиереи занимают высшее положение в
церковной иерархии. В целом же иерархия священства и пастырского служения, цель
которых состоит в том, чтобы в таинствах проводить Божественное откровение в
жизнь верующих, имеет три степени: высшая — епископ (иерарх, архиерей), средняя
— иерей (пресвитер, священник), низшая — дьякон. На практике церковная
иерархия являлась более дробной: одна степень может разделяться на разные звания
— каждое с различными властными полномочиями и доходами. Архиерей, признавая
авторитет главы русской церкви (митрополита, позднее патриарха, а с 657 Чёрное
духовенство XV — середины XVII
вв. и нищии —
своего ради спасения, священнии же и пищу и прочая потребы от сих себе имеют,
якоже и земледелатели от плода вкушают труда своего и якоже воини...» Сборов и
приношений от прихожан, однако, священникам и дьяконам на пропитание не
хватало. Поэтому в дополнение к ним прихожане обеспечивали священнослужителей ругой — ежегодным хлебным и денежным жалованьем, а также
наделом земли, которую духовенство обрабатывало наравне с крестьянами (т. е.
церковной землёй). Довольно
много церквей в XVI—XVII вв. получало княжескую, а затем царскую ругу; они назывались «ру'жными».
Обычно это были церкви, построенные и содержавшиеся князьями (а в конце XV — начале XVI вв. церкви, взятые на попечение великим
князем), либо не имевшие приходов бедные церкви, священники которых обращались
за помощью в казну. Уже вскоре
после принятия Русью христианства было определено положение духовенства в
государстве в соответствии с греческой церковной практикой и византийскими
законами, касающимися церкви. Эти законы были известны на Руси по различным
сборникам и вместе с чисто русскими установлениями вошли в Кормчую книгу,
напечатанную в середине XVII в. Большая часть византийских и русских законов Кормчей
книги относится к системе церковного суда над духовенством и мирянами, но,
кроме того, в ней определяются права и обязанности белого духовенства как
сословия в Древнерусском государстве. Духовенство
было привилегированным сословием. Оно освобождалось от государственных налогов
и повинностей (с XV в. именовавшихся тягло), от
военной службы. Имело оно и судебную привилегию: по всем делам и преступлениям,
«опричь татьбы и разбоя» (т. е. кроме воровства и разбоя), остававшихся в
ведении государственных судей, духовенство должны были судить не гражданские
власти, а епископ или его чиновники. Кроме того, архиереи, монастыри и
крупнейшие соборы имели право суда в своих земельных владениях. На
практике, однако, эти привилегии могли нарушаться светскими властями. На
духовенство налагались государственные повинности (по «ратному делу», на
«городское строение»). Княжеские, а затем царские чиновники зачастую судили
представителей духовенства, не обращаясь к церковным властям. Католик Сигизмунд
Герберштейн, немецкий посол, посетивший Москву в начале XVI в., был поражён, став свидетелем расправы
светских властей со священниками, уличёнными в пьянстве: их попросту высекли
бичами. |