Откуда же
«залетел» он в Россию? Двуглавый орёл был хорошо известен народам древних
цивилизаций — шумерам, хеттам (III—II тыс. до н. э.). На рельефах, обнаруженных в Малой Азии,
он изображён вместе с богами Хеттского царства. В ту эпоху двуглавый орёл
украшал ткани, печати, использовался в росписях стен. Как элемент культурного
наследия, перешедшего к туркам-сельджукам от древних народов Передней Азии,
двухголовая птица стала известна исламскому миру средневековья. Именно как с
декоративной фигурой познакомились с ней европейцы во время крестовых походов.
Постепенно двуглавый орёл из мифологического существа и элемента декора
превратился в политическую эмблему — в знак власти. Начиная с XIII в. его изображение можно увидеть на монетах
и печатях правителей различных западноевропейских государств. С распространением
в средневековой Европе гербов, возникших здесь в эпоху крестовых походов и
рыцарских турниров, двуглавый орёл становится гербовой фигурой. Кое-где он
приходит на смену одноглавому, так называемому римскому орлу, изображение
которого было распространено в Древнем Риме; иногда обе эмблемы сосуществуют.
Из Западной Европы двуглавый орёл как эмблема высшей светской власти перешёл и
к южным славянам. С XIV в. болгарские цари и сербские правители помещали его на своих монетах и
печатях. Западноевропейские
исследователи считают, что Византия, которая до крестоносцев не знала гербов,
использовала двуглавого орла только как украшение, элемент орнамента.
Доказательством этого служит отсутствие его изображения как официального знака
на монетах и императорских печатях, надгробиях, щитах или одежде императорской
охраны и т. д. Возможно, двуглавый орёл был известен морейским деспотам (высшим
византийским вельможам), один из которых был отцом Софьи Палеолог. Но являлся
ли двуглавый орёл гербом знатного византийского рода? Вряд ли, ибо прямой
наследник византийских императоров, брат Софьи Андрей, продававший
наследственные права на византийский престол нескольким государям и
высокопоставленным лицам Европы, раздававший титулы и звания, нигде не
упоминает о гербе, который как знак власти должен передаваться в первую
очередь. Если допустить, 58 что
женитьба на греческой принцессе ( Двуглавый
орёл потребовался великому князю московскому в последнее десятилетие XV в. не случайно. К этому времени двухголовая
птица украшала печати сильнейших монархов Европы — императоров Священной
Римской империи, где существовало разделение: печать с одноглавым орлом —
королевская (в Империю входило несколько королевств), с двуглавым — императорская.
Активный обмен посольствами, вручение грамот с печатями, на которых изображался
знак императорской власти, убедили главу Московского государства в том, что
именно двуглавый орёл указывает на высокое положение западных императоров. К
концу XV в. Иван III, желая укрепить политический престиж молодого Московского государства и
свой лично, предпринял ряд мер: выпустил золотую монету в подражание известнейшим
в европейском денежном обращении венгерским дукатам, изменил придворный церемониал
на европейский манер, провёл несколько дипломатических акций, возвеличивающих
его особу, венчал на великое княжение внука Дмитрия, тем самым подчёркивая
своё право на титул кесаря (императора). Эти действия великого князя
московского должны были продемонстрировать Европе его политическую силу и
самостоятельность. Кроме того, русские книжники начали обдумывать, как
доказать знатное происхождение династии московских государей — от римского
императора Августа, — что ставило бы их в один ряд с другими европейскими
монархами. Как символ знатного происхождения великого князя Ивана III на печати его государства утвердился
двуглавый орёл. |