Предыдущая Следующая

Лентой ордена Святой Екатерины украсила свой полковничий мундир Екатерина II, провозгласив себя императрицей после свержения Петра III. Одной из награждённых орденом Освобождения стала княгиня Екатерина Романовна Дашкова, президент Рос­сийской Императорской Академии наук. Только однажды «жен­ского» ордена удостоился представитель мужского пола — тринад­цатилетний паж Петруша Меншиков, награждённый Екатериной I за исключительную застенчивость и неистребимый девичий ру­мянец. Возможно, этим императрица хотела угодить его отцу, светлейшему князю и председателю Верховного Тайного совета, очень любившему новые награды. Услуга оказалась медвежьей — всесильный Александр Данилович стал посмешищем двора.

Последним орденом, введённым Петром I, был орден Святого Александра Невского. Его учреждение было непростым. Известно, что император не жаловал русскую старину и считал приверженцев патриархальной Руси помехой своим преобразованиям. Скорее всего идею нового ордена подсказал Петру «герцог Ижорский» Александр Меншиков, который таким образом хотел обосновать исторические права России на прибалтийские земли, присоединённые в результате победы в Северной войне. Имя знаменитого древнерусского князя-полководца было хорошо известно и российскому дворянству, и шведам. Если у других орденов (например, Андрея Первозванного) были свои «собратья» в Западной Европе, то орден Александра Невского мог стать чисто российским воинским орденом. Прах прославленного князя уже был перевезён в Петербург, и губернатор столицы   Меншиков   резонно   рассчитывал   прибавить   к   своим

34

 

 

наградам новый орден. Но мысли Петра I были заняты подготовкой к Каспийскому походу, и он искал такой орден, которым было бы уместно награждать военачальников, отличившихся в войне с Ираном (Персией). Однако никаких достойных имён, кроме Тимура, Мамая и Степана Разина, успешно побеждавших персидскую армию, найти не удалось. За неимением других «подходящих» древне­русских полководцев пришлось использовать образ князя Алексан­дра Ярославича. Война с Ираном оказалась настолько кратко­временной, что детально разработать статут нового ордена император тогда не успел. Лишь в 1725 г. был утверждён внешний вид ордена. Он был очень красив: покрытый красной эмалью крест с золотыми двуглавыми орлами между лучами, в центре его — изображение Александра в алом плаще, на белом коне и с копьём в руке. Орденская лента была красной.

Скоропостижная смерть помешала Петру I разработать статут этой высокой военной награды. Меншиков, став всесильным временщиком при Екатерине I, поторопился заполучить орден и добился своего: в числе других придворных он был награждён им по случаю свадьбы дочери Петра I Анны с герцогом Голштинским. В дальнейшем орден Святого Александра Невского так и остался придворной наградой. Только в 1797 г. император Павел I опубликовал статут этого ордена, в основном сводившийся к правилам его ношения. Большим авторитетом награда не пользо­валась и знаком воинского отличия так и не стала.

ОРДЕНА И МЕДАЛИ РОССИИ СО ВРЕМЁН ЕКАТЕРИНЫ II ДО 1917 ГОДА

Активная внешняя политика России во второй половине XVIII столетия по­требовала от Екатерины II усовершен­ствования наградной системы. Импе­ратрица замечала в петлицах консер­вативно настроенных вельмож древ­ние золотые «монеты-медали» с изображением Георгия Победоносца, доставшиеся им от предков. Решение об учреждении специального ордена «за особливые воинские заслуги» было принято в разгар русско-турецкой войны 1768—1774 гг. А в 1776 г. был учреждён военный орден Святого великомученика и победоносца Георгия с девизом «За службу и храбрость». Им награждались офицеры и генералы за воинские отличия. В его статуте Екатерина собственно­ручно записала: «Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полу­ченные раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену Святого Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного един­ственно тот, кто не только обязанность свою исполнил во всём по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу Российского оружия особенным отличием». Георгиевский ор­ден имел особое положение и не входил в систему старшинства наград. Его предписывалось носить всегда, на любой одежде и никогда не снимать. Орденская лента была чёрной с тремя оран­жевыми полосами. Георгиевский крест имел четыре степени. По­лучить все четыре можно было только начиная с низшей, 4-й степени. Георгиевские награды утверждала специально созданная Екатериной II Георгиевская дума, заседания которой с 1811 г. проходили в Георгиевском зале Кремля.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org